Щ-213

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

4.12.1934

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1037

Дата спуска на воду

13.4.1937

Дата вступления в строй

31.10.1938

Командиры

22.6.1941 – 24.3.1942

16.5.1942 – 10.1942

Д.М. Денежко

Н.В. Исаев

Карьера

1938

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 10.1942

Черноморский флот

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

6 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (116 суток). Выполнила 5 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, в результате которых потопила 23.2.1942 турецкий каботажный транспорт "Чанкая" (164 брт) и возможно 24.2.1942 болгарский транспорт "Струма" (257 брт).

Судьба

28.9-14.10.1942 пропала без вести в 6-м боевом походе, не вернувшись из района Портицкого гирла реки Дунай (43 членов экипажа погибло).

6.6.1941 вышла из Севастополя в дозор в район юго-западнее мыса Сарыч.

13.6.1941 возвратилась в Севастополь.

К началу войны числилась во 2-й линии, находясь в Севастополе в разоруженном состоянии, откуда должна была перейти в Николаев для ремонта.

1.7.1941 вышла из Севастополя и 2.7.1941 прибыла в Одессу.

3.7.1941 вышла из Одессы и 4.7.1941 прибыла в Николаев, где до 10.8.1941 находилась в текущем ремонте.

10.8.1941 вышла из Николаева и 11.8.1941 прибыла в Севастополь.

13.8.1941 вышла из Севастополя и 14.8.1941 прибыла в Феодосию.

В начале 9.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (17 суток):

7.9.1941 в 9.14 вышла из Феодосии на позицию № 13 в район мыса Эмине.

9.9.1941 прибыла на позицию.

12.9.1941 из-за навигационной ошибки оказалась в районе Варны и произвела разведку порта.

Днем 19.9.1941 не смогла атаковать одиночный транспорт из-за большой дистанции.

22.9.1941 в 20.00 начала возвращение в базу.

24.9.1941 в 20.35 прибыла в Феодосию.

2.10.1941 вышла из Феодосии и 3.10.1941 прибыла в Новороссийск.

17.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.

2-й боевой поход (20 суток):

31.10.1941 в 17.20 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны.

Днем 3.11.1941 прибыла на позицию.

Днем 10.11.1941 дважды обнаруживала корабли противника: группу парусно-моторных шхун и болгарский миноносец вместе со сторожевым катером.

Вечером 16.11.1941 начала возвращение в базу.

20.11.1941 в 11.30 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (19 суток):

19.12.1941 в 14.50 вышла из Туапсе на позицию № 26 в район мыса Олинька.

Утром 22.12.1941 прибыла на позицию.

В течение похода находилась в восточной части позиции, где за период 22-31.12.1941 имела 36 случаев касаний минрепов плавающих мин, буйрепов, либо рыбацких сетей.

31.12.1941 в 10.52 и в 11.00 за кормой произошло 2 взрыва, не причинивших лодке повреждений.

В течение 1-4.1.1942 маневрировала в 20-30 милях восточнее восточной кромки позиции.

4.1.1942 в 19.00 начала возвращение в базу.

7.1.1942 в 10.35 прибыла в Туапсе.

4-й боевой поход (19 суток):

20.2.1942 в 16.30 вышла из Туапсе на позицию № 38 в район Босфора.

23.2.1942 в 7.00 прибыла на позицию. Вечером южнее мыса Кара-Бурну в точке 41°24,5' с.ш. / 28°54,6' в.д. обнаружила одиночную шхуну (300 т). В 22.59 выстрелила из надводного положения с дистанции 1,5 каб. торпедой. После выстрела торпеда уклонилась влево на 15 градусов и прошла мимо цели. В 23.04 – 23.33 с дистанции 2-4 каб. лодка выпустила по шхуне 55 45-мм снарядов, после чего шхуна затонула. По зарубежным данным потоплен турецкий каботажный транспорт "Чанкая" (164 брт), перевозивший 170 т металлических труб и 30 т кирпича из Бургаса в Стамбул (по другим данным наоборот – судно перевозило 395 т хромовой руды из Стамбула в Варну).

24.2.1942 в точке 41°22,5' с.ш. / 29°13,0' в.д. обнаружила одиночный транспорт (7000 т). В 10.45 выстрелила из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых одной торпедой. Через 1 минуту услышан взрыв, при осмотре в перископ наблюдалась гибель транспорта. Возможно потоплен болгарский транспорт "Струма" (257 брт), который погиб в результате внутреннего взрыва в 9.00 24.2.1942 севернее Босфора. На борту находилось 768 еврейских беженцев (767 беженцев и 10 членов экипажа погибло). Несмотря на хорошее навигационное оборудование устья Босфора (в частности в 10 милях севернее входа в пролив находился светящийся буй), существуют существенные расхождения между местом атаки и точкой обнаружения остова судна, предположительно идентифицированного как "Струма". По данным Ю.Ровера судно не имело хода в момент атаки, тогда как по оценке командира лодки транспорт в момент выстрела шел со скоростью 3 узла (угол упреждения при выстреле – 13,5 градусов, что в случае неподвижности цели привело бы к неминуемому промаху – торпеда прошла бы в 1,5 каб. по носу транспорта, имевшего всего 46 м в длину). Командир лодки наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время как "Струма" плавала под панамским флагом. Также сомнения вызывает небывало сильное завышением командиром лодки водоизмещения цели при атаке в идеальных условиях. Нельзя полностью исключить того, что лодка атаковала другое болгарское судно, а "Струма" погибла в результате подрыва на плавающей мине.

Днем 24.2.1942 обнаружила буксир, атаковать который командир не стал, поскольку находился в территориальных водах Турции.

С утра 1.3.1942 действовала в 10-17 милях восточнее входа в Босфор.

Днем 1.3.1942 обнаружила одиночный транспорт, атаковать который не удалось из-за тумана.

Вечером 1.3.1942 всплыла для атаки шхуны, шедшей без флага, но, увидев поднятый турецкий флаг, командир лодки от атаки отказался. Данный случай стал причиной дипломатических отношений с Турцией и временного прекращения действий советских подлодок на позиции у Босфора.

2.3.1942 в точке 41°18' с.ш. / 29°19' в.д. обнаружила одиночный транспорт (? брт) без флага. В 16.50 с дистанции 17 кабельтовых выстрелила торпедой из подводного положения. Взрыва не последовало.

Утром 3.3.1942 лодка обнаружила одиночный транспорт, шедший под турецким флагом, от атаки которого командир отказался.

Днем 3.3.1942 в точке 41°14' с.ш. / 29°32' в.д. обнаружила одиночный транспорт (? брт). В 11.58 с дистанции 4,5 кабельтовых выстрелила торпедой из подводного положения. Торпеда затонула сразу после выстрела. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Адана".

6.3.1942 в 4-5 милях севернее Босфора в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.

8.3.1942 в 4-5 милях севернее Босфора в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.

В 20.00 8.3.1942 начала возвращение в базу.

11.3.1942 в 11.15 прибыла в Туапсе.

24.3.1942 во время налета авиации противника на Туапсе погиб командир лодки Д.М. Денежко.

16.4.1942 вышла из Туапсе и 17.4.1942 прибыла в Батуми.

24.4.1942 перешла из Батуми в Поти.

1.5.1942 перешла из Поти в Батуми.

5-й боевой поход (17 суток):

7.6.1942 в 5.00 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

9.6.1942 в 20-25 милях севернее мыса Керемпе атакована самолетом противника, обстрелявшим субмарину из пулеметов.

Вечером 10.6.1942 прибыла на позицию.

Патрулировала в 5-7 милях от берега, встреч с кораблями противника не имела.

15.6.1942 перешла к Босфору на позицию № 38 для перехвата транспорта противника, совершавшего, по агентурным данным, переход из Констанцы в Босфор.

Утром 20.6.1942 на лодке слышались скрежеты 2-х "минрепов" о корпус субмарины, после чего на небольшом удалении с интервалом в 3 минуты произошло 3 взрыва – командир подлодки посчитал, что лодка атакована самолетом противника. Вечером начала возвращение в базу.

22.6.1942 и 23.6.1942 во время возвращения с позиции в районе мыса Керемпе – Синоп несколько раз атаковывалась самолетами противника.

24.6.1942 в 13.17 прибыла в Батуми.

26.6.1942 перешла из Батуми в Поти.

27.6.1942 вышла из Поти и 28.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (8 суток):

29.6.1942 в 21.24 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 27 тонн бензина.

Утром 1.7.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя.

С 11.05 1.7.1942 до вечера 3.7.1942 подвергалась атакам сторожевых катеров и авиации противника (на лодке зафиксировано 355 близких взрывов бомб и 930 отдаленных). Из-за противодействия сил противолодочной обороны и отсутствия навигационного оборудования фарватера задачу не выполнила.

Вечером 3.7.1942 получила приказ о возвращении в Новороссийск после выброса груза в море.

7.7.1942 в 12.50 возвратилась в Батуми.

8.7.1942 начала текущий ремонт.

26.8.1942 поставлена в док, откуда вышла в середине 9.1942.

26.9.1942 перешла из Поти в Батуми.

6-й боевой поход (16 суток):

28.9.1942 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 45 в район Портицкого гирла реки Дунай.

В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 43 члена экипажа). По плану должна была оставить позицию 14.10.1942 и прибыть в Батуми 18.10.1942.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв 30.9.1942-14.10.1942 на минах румынских заграждений S-20, S-21, S-22, S-23.

2. Подрыв на плавающей мине.

3. Атака 14.10.1942 германских большого охотника "Ксантен" и 2-х моторных тральщиков в 5,5 милях восточнее Портицкого рейда (германский большой охотник перед этим был якобы атакован подлодкой в точке 44°39' с.ш. / 29°05' в.д. – 1 торпеда прошла в 10 метрах от его кормы).

4. Ошибка личного состава или отказ техники.

 

Неточности и несоответствия в датах:

1. В [1] датой закладки Щ-213 указывается 4.2.1934.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

 

Экипаж Щ-213. В центре – командир лодки Денежко Дмитрий Митрофанович.

Щ-213, 1942 г.

Фото взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ