Щ-212

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

18.11.1934

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1036

Дата спуска на воду

28.12.1936

Дата вступления в строй

31.10.1938

Командиры

22.6.1941 – 23.10.1942

23.10.1942 – 12.1942

И.К. Бурнашев

Г.А. Кукуй

Карьера

1938

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 12.1942

Черноморский флот

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

6 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (99-107 суток). Побед нет.

Судьба

11-19.12.1942 во время 6-го боевого похода погибла в точке 45°10,9' с.ш. / 30°08,7' в.д. в 5 милях юго-западнее острова Фидониси (Змеиный) на мине EMC румынского заграждения S-44, выставленного минными заградителями "Дакия" и "Мурджеску" (44 члена экипажа погибло).

К началу войны находилась в Севастополе, где осуществляла текущий ремонт.

В начале 7.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (5 суток):

4.8.1941 в 20.35 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.8.1941 в 13.15 возвратилась в Севастополь.

10.8.1941 вышла из Севастополя и 11.8.1941 прибыла в Феодосию.

2-й боевой поход (20 суток):

24.8.1941 в 10.22 вышла из Феодосии в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.9.1941 в 8.15 возвратилась в Феодосию.

3.10.1941 вышла из Феодосии и 4.10.1941 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (10 суток):

17.10.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны.

21.10.1941 в 23.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

25.10.1941 в 17.05 в 3,2 милях юго-западнее мыса Калиакра кронштейном минного охранителя "Краб" подорвалась на мине UMA румынского заграждения S-13. В результате взрыва на лодке были повреждены носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта № 1, 2, 3 с правого борта, торпедные аппараты № 2, 3, 4. Возникли деформации в прочном корпусе, нарушилась герметичность 15 баков аккумуляторной батареи. Вечером начала возвращение в базу.

Утром 27.10.1941 встречена эскадренным миноносцем "Бойкий" и в 19.30 прибыла в Севастополь.

29.10.1941 вышла из Севастополя и 30.10.1941 прибыла в Туапсе, где начала аварийный ремонт.

16.1.1942 вышла из Туапсе и 17.1.1942 прибыла в Поти.

С 8.2.1942 по 25.3.1942 находилась в доке.

20.5.1942 вступила в строй.

26.5.1942 перешла из Поти в Батуми.

14.6.1942 вышла из Батуми и 15.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (5 суток):

16.6.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 28 тонн боеприпасов и 2 тонны продовольствия.

19.6.1942 в 0.45 прибыла в Севастополь. Разгрузившись, лодка в 3.15 покинула Севастопольскую бухту.

21.6.1942 в 5.50 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 48 человек.

2-й транспортный поход (4 суток):

23.6.1942 в 9.46 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 27 тонн бензина. В 11.05 в 5 милях западнее мыса Дооб обнаружила перископ подводной лодки противника (зарубежных данных нет, очевидно, ложный контакт). В 14.34 отбила артиллерийским огнем атаку торпедного катера (израсходовала 13 45-мм снарядов).

25.6.1942 в 0.40 прибыла в Севастополь.

26.6.1942 в 3.00 лодка покинула Севастопольскую бухту. В 19.00 находясь в районе южнее Ялты, зафиксировала на дистанции 200 кабельтовых взрыв большой силы – по-видимому, гибель С-32. В 19.05-21.46 подверглась преследованию сторожевых катеров, сбросивших 32 глубинных бомбы.

27.6.1942 в 7.19-7.23 атакована самолетами противника, сбросившими 19 авиабомб. В 22.47 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 69 человек.

3-й транспортный поход (7 суток):

30.6.1942 в 21.22 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 28 тонн боеприпасов, 2,5 тонны продовольствия и 30 тонн бензина.

В ночь на 2.7.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя. В 4.26 атакована самолетом, сбросившим несколько авиабомб.

Вечером 3.7.1942 получила приказ о возвращении в Новороссийск после выброса груза в море.

До 22.33 4.7.1942 находилась у мыса Херсонес из-за необходимости выбросить груз и зарядить аккумуляторные батареи.

7.7.1942 в 8.05 возвратилась в Батуми.

4-й боевой поход (19 суток):

23.7.1942 в 5.35 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

26.7.1942 прибыла на позицию.

3-5.8.1942 и 7.8.1942 патрулировала на прибрежном фарватере, остальное время – на удалении 10-80 миль от берега. Действия лодки затруднялись плохим состоянием аккумуляторной батареи (постоянно перегревалась).

Вечером 6.8.1942 и утром 8.8.1942 слышала отдаленные взрывы глубинных бомб и шумы винтов, но попыток сближения с кораблями противника не предпринимала.

8.8.1942 начала возвращение в базу.

11.8.1942 прибыла в Батуми.

5-й боевой поход (20 суток):

14.9.1942 в 0.15 вышла из Батуми на позицию № 46 в район Босфора.

Утром 17.9.1942 прибыла на позицию, но из-за ошибки штурмана 17-21.9.1942 маневрировала в 10-20 милях восточнее Босфора.

Встреч с кораблями противника не имела.

30.9.1942 начала возвращение в базу.

4.10.1942 прибыла в Батуми.

23.10.1942 перешла из Батуми в Поти.

26.10.1942 перешла из Поти в Батуми.

6-й боевой поход (9-17 суток):

2.12.1942 в 16.45 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс ОлинькаПортицкое гирло (обеспечивающий – Г.Ю. Кузьмин).

С 5.12.1942 должна была находиться на позиции.

11.12.1942 дала квитанцию на приказ о переходе в район Тендровской косы на время набеговой операции кораблей Черноморского флота.

В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 19.12.1942 и возвратиться в Батуми 22.12.1942.

11-19.12.1942 погибла в точке 45°10,9' с.ш. / 30°08,7' в.д. в 5 милях юго-западнее острова Фидониси на мине EMC румынского заграждения S-44, выставленного минными заградителями "Дакия" и "Мурджеску" (44 члена экипажа погибло).

В 1975-1976 годах обнаружена и обследована на дне.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

 

Командир 2-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин

наблюдает за подготовкой Щ-212 к походу, 1942 г.

 

 

Щ-212 в Батуми, 1942 г.

 

 

Схема положения остова Щ-212 на грунте.

Фото и схема взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".    

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ