Подводная лодка "М-78" |
Серия | VI-бис | |
---|---|---|
Дата закладки | 20.03.1934 | Завод
№ 198 (г. Николаев) {1}
заводской номер: С-301 Завод № 196 (г. Ленинград) заводской номер: С-62 (достройка и испытания) |
Дата спуска на воду | 21.03.1936 {2} | |
Дата подписания приёмного акта | 19.06.1936 | |
Командиры | 03.04.1938 – 10.02.1939 | Николай Михайлович Овечкин |
31.05.1939 – 13.10.1939 | Александр Иванович Мыльников | |
13.10.1939 – 24.05.1941 | Валентин Дмитриевич Афонин | |
24.05.1941 – 23.06.1941 | Дмитрий Леонтьевич Шевченко | |
Принадлежность | – ?{3} – 11.01.1935 | |
Краснознамённый Балтийский флот 10-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ КБФ 10-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ | ||
Боевой результат | 3 боевых похода в советско-финляндской войне (17,5 суток). | |
Судьба | 23.06.1941 торпедирована и потоплена германской подводной лодкой "U 144" юго-западнее Виндавы в точке 57°28' с.ш. 21°17' в.д. (погибло 14 членов экипажа и командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И. Матвеев). |
20.03.1934
заложена на заводе № 198 в Николаеве под
заводским номером С-301. {1}
Для достройки подводная лодка была перевезена по железной дороге в Ленинград на
завод
№ 196, где получила заводской номер С-62.
На 01.01.1935 числилась в
составе 10-го дивизиона подводных
лодок бригады ПЛ МСБМ (с 11.01.1935 – бригады ПЛ КБФ).
20.06.1935 во время
сдаточных испытаний на заводе № 196 через оставленный
незакрытым спускной клапан главной осушительной магистрали забортная вода
затопила трюм IV-го отсека и залила гребной электродвигатель.{4}
С 25.03.1935 в соответствии
с директивой начальника штаба РККА, разделяющей бригаду подводных лодок КБФ на две, числилась в
составе 10-го дивизиона подводных
лодок 2-й бригады ПЛ КБФ.
15.11.1935 по приказу НКО-36
вступила в строй.
21.03.1936{2} спущена на
воду.
С 27.03.1936 в соответствии
с приказом № 108 командующего Краснознамённым
Балтийским флотом, присваивающим дивизионам двузначные номера (первая цифра
означала номер бригады), числилась в составе 24-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ.
19.06.1936 был подписан
приёмный акт.
25.06.1936 подводная лодка
"М-78" вступила в строй по приказу НК ВМФ-44, подняла военно-морской флаг и
вошла в состав Краснознамённого Балтийского
флота.
18.08.1936 2-я бригада подводных лодок КБФ была
переименована в 3-ю бригаду ПЛ.
С 03.04.1938 по 10.02.1939 подводной лодкой
"М-78" командовал Николай Михайлович
Овечкин.
31.05.1939 командиром
подводной лодки "М-78" назначен Александр
Иванович Мыльников.
13.10.1939 командиром
подводной лодки "М-78" назначен Валентин
Дмитриевич Афонин.
14.10.1939 24-й дивизион подводных лодок в составе
"М-71", "М-76", "М-78", "М-79", "М-80" и "М-81" вышел из Ораниенбаума
к новому месту базирования в Палдиски. Переход совершался через проход Хайлода,
затем вдоль эстонского побережья и завершился 15.10.1939.
Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
30.11.1939 "М-78" встретила в Палдиски в составе 24-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ{5} Краснознамённого Балтийского флота под командованием старшего лейтенанта В.Д. Афонина.
1-й боевой поход (7 суток):
30.11.1939
в 04.40{6} "М-78" вышла из Палдиски на позицию № 4 в район острова Юссарэ. В
этот же день лодка прибыла на позицию.
В ночь на 01.12.1939 "М-78"
заряжала аккумуляторную батарею, держась к югу от своей позиции. В 10.07 она
погрузилась и со скоростью 2 узла направилась на позицию сначала курсом норд, а
с 10.39 – норд-вест. В 11.05, когда лодка шла на глубине 18 метров,
командир "М-78" старший лейтенант В.Д. Афонин услышал с правого борта
шуршание, похожее на скольжение металлического троса по борту. Предполагая, что
это минреп, командир лодки приказал экипажу задраить отсеки и прислушаться.
Через 1-1,5 минуты шуршание повторилось. Афонин приказал боцману уйти на
глубину 30 метров, а личному составу разобрать спасательные маски. Шорох
повторился ещё раз, после чего командир приказал повернуть вправо, считая, что
лодка попала на минное заграждение. В 11.10 "М-78" повернула на зюйд и затем
благополучно вышла к середине Финского залива. В 13.10 подводная лодка всплыла
под рубку и доложила командованию об обнаружении мин в точке 59°37' с.ш.
23°08' в.д.{7}, после чего вновь погрузилась и пошла на ост, чтобы
удалиться из опасного района. {8}
03.12.1939 около 12.00
подводная лодка "М-78" из-за сильного шторма, во время которого из
аккумуляторной батареи вылилась большая часть электролита, оставила позицию № 4 и в 18.30 укрылась на
внешнем рейде Палдиски. Там её задержали на время перехода германского
транспорта "Donau", эвакуировавшего из Хельсинки в Таллин сотрудников советского
посольства.
05.12.1939 в 07.08{9} "М-78"
снова вышла на позицию № 4 в район
острова Юссарэ.
В течение похода "М-78" дважды обнаруживала в ночное время одиночные транспорты,
но досмотреть их не удалось.
06.12.1939 в 14.41 подводная
лодка "М-78" была отозвана в базу и в 23.50{10} прибыла в
Палдиски.
После возвращения из похода для промывки и щелочения аккумуляторных ям была выгружена аккумуляторная батарея.
2-й боевой поход (4,5 суток):
В ночь на 16.12.1939 "М-78" вышла из Палдиски на позицию № 3 в район Порккалан-Калбода.
В этот же день прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела.
18.12.1939 волнение моря
достигло 6-7 баллов. Подводная лодка не могла находиться на позиции и укрылась
от шторма в бухте Какумеэ-Лахт, расположенной к западу от Таллина.
19.12.1939 "М-78" выходила
на позицию, но шторм усилился и лодка вновь укрылась в бухте.
20.12.1939 подводная лодка
была отозвана в базу из-за штормовой погоды и в 16.55 прибыла в Палдиски.
3-й боевой поход (6 суток):
01.01.1940
в 01.30{11} "М-78" вышла из Палдиски на позицию № 1 в район банки
Калбодагрунд. В этот же день прибыла на позицию.
02.01.1940 из-за 9-балльного
шторма укрылась в бухте Хара-Лахт у эстонского берега.
Встреч с кораблями противника и нейтральных государств не имела.
04.01.1940 при 5-балльном
ветре подводная лодка сильно обмерзла. Погружение под воду стало занимать от 10
до 18 минут.
06.01.1940 при очередном
всплытии "М-78" ударилась о плавающую льдину и погнула свой единственный
перископ. Из-за полученного повреждения подводная лодка начала возвращение в
базу.
07.01.1940 в 02.30 прибыла в
Палдиски.
До конца 01.1940 лодка находилась в ремонте.
На основании приказа наркома ВМФ № 0010 от 11.02.1941 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота.
24.05.1941 командиром
подводной лодки "М-78" назначен старший лейтенант Дмитрий Леонтьевич Шевченко.
В начале 06.1941 несла дозор в
устье Ирбенского пролива.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-78" встретила в Лиепае в составе 4-го
дивизиона подводных лодок 1-й бригады
ПЛ Краснознамённого Балтийского флота под
командованием старшего лейтенанта Д.Л. Шевченко. Лодка числилась в 1-й
линии.
23.06.1941 в 00.45{12}
из-за угрозы захвата Лиепаи вместе с подводной лодкой "М-77" начала переход в Усть-Двинск. Старшим на борту
"М-78" был командир 4-го дивизиона
ПЛ капитан-лейтенант С.И. Матвеев. В 03.36 в районе маяка
Ужава самолёт противника атаковал советские подводные лодки, которые уклонились
погружением и дальше шли в подводном положении, иногда подвсплывая под перископ
и поддерживая контакт друг с другом по звукоподводной связи. В 06.36 на "М-77" слышали два сильных взрыва,
после чего "М-78" по аппаратуре звукоподводной связи перестала отвечать и в
Усть-Двинск не прибыла. По зарубежным данным около 06.30 юго-западнее Виндавы
"М-78" всплыла на поверхность и была потоплена двухторпедным залпом германской
подводной лодки "U 144" в точке 57°28' с.ш. 21°17' в.д. Вместе с
лодкой погибло 14 членов экипажа и командир
4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант
С.И. Матвеев.
Летом 2000 года подводная лодка "М-78" была обнаружена сонаром шведского
научно-исследовательского судна "Altair" на глубине 60 метров в 9 милях от
берега в районе Вентспилса. Остов субмарины частично обследовали шведские и
латвийские аквалангисты-любители.
Примечания
{1} По одним
данным[7][8]
подводная лодка, получившая в дальнейшем наименование "М-78", была заложена на
заводе № 198 в Николаеве, а затем
достроена на заводе заводе № 196 в Ленинграде. По другим
данным[3][4][9] лодка изначально была заложена на заводе
№ 196 в Ленинграде.
По одним данным[3][4] – заводской № 62; в книге
В.И. Дмитриева[2] – № 62/301; по мнению В.П. Заблоцкого[9] – С-62/301.
{2} В большинстве источников[2][3][4][7][9] считается, что подводная лодка с заводским номером С-62 (будущая "М-78") была спущена на воду 21.03.1936; по другим данным[1][10] – 21.03.1935.
{3} Точная дата зачисления подводной лодки с заводским номером С-62 в состав 10-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ МСБМ требует уточнения. По данным М.Э. Морозова[5] числилась в 10-м ДПЛ по состоянию на 01.01.1935.
{4} Факт аварии подводной лодки 20.06.1935, изложенный в справочнике В.Б. Муженикова[10], требует уточнения, поскольку большинство источников считает, что субмарина была спущена на воду только 21.03.1936.
{5} К началу советско-финляндской войны 24-й дивизион подводных лодок 3-й бригады ПЛ КБФ находился в подчинении командира 2-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота.[6]
{6} По одним данным подводная лодка "М-78" вышла в 1-й боевой поход в советско-финляндской войне 30.11.1939 в 04.30; по другим данным – в 04.40.[6]
{7} По одним данным командир "М-78" доложил командованию об обнаружении мин в точке 59°37' с.ш. 23°08' в.д.; по другим данным подводная лодка коснулась минрепа в точке 59°38' с.ш. 23°10,5' в.д.[6]
{8} Получив донесение командира "М-78" об обнаружении мин на юго-восточных подходах к Ханко, командование Краснознамённого Балтийского флота приказало перенести позицию № 4 на несколько миль к осту, а позицию № 5 – к весту. После войны было установлено наличие в этом районе оборонительного минного заграждения противника.[6]
{9} По одним данным подводная лодка "М-78" повторно вышла на позицию № 4 в 1-м боевом походе 05.12.1939 в 07.08; по другим данным – в 05.00.[6]
{10} По одним данным подводная лодка "М-78" возвратилась из 1-го боевого похода 06.12.1939 в 14.41; по другим данным – 07.12.1939 в 03.40.[6]
{11} По одним данным подводная лодка "М-78" вышла в 3-й боевой поход в советско-финляндской войне 01.01.1940 в 01.30; по другим данным – в 01.45.[6]
{12} По одним данным[7] подводные лодки "М-77" и "М-78" вышли из Лиепаи в Усть-Двинск 23.06.1941 в 00.45; по другим данным[4] – 22.06.1941.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 53.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 252-253.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 142-146, 160-174, 237, 317, 321, 361.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 296-297.
[5] Морозов М.Э. Советский подводный флот
1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов,
К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. –
С. 334-338, 460-461.
[6] Сайт Александра Розина – Дата обращения: 22.06.2009.
[7] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов.
Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН",
2001. – С. 28.
[8] Сайт "Музей
морского флота России" – Дата обращения: 07.06.2009.
[9] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
[10] Мужеников В.Б. Аварии и катастрофы (случаи гибели) подводных лодок 1901-2001 гг. Часть 2. – СПб.: "Галея Принт", 2005. – С. 67.
Дополнительные страницы сайта по истории "М-78"
Экипаж подводной лодки "М-78" |
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ССЫЛКИ
| |