Подводная лодка "М-23" |
Серия | VI | |
---|---|---|
Дата закладки | весна 1933 {1} | Завод № 200{2} (г. Николаев)
заводской номер: С-250 Завод № 202 (г. Владивосток) (сборка и испытания) |
Дата спуска на воду | 16.05.1934 | |
Дата подписания приёмного акта | 10.10.1934 | |
Командиры | 1934 – 15.08.1936 | Иван Николаевич Тузов {3} |
15.08.1936 – 03.04.1938 | Нил Васильевич Тимофеюк | |
03.04.1938{4} – 26.02.1939 | Анисим Евстафьевич Емец | |
15.03.1939 – 23.09.1940 | Алексей Николаевич Михайлов | |
23.09.1940 – 09.09.1942 | Василий Митрофанович Александров | |
? – ? {5} | Моисей Львович Шлионский | |
Принадлежность | ||
4-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 4-й морской бригады ТОФ 24-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ ТОФ | ||
11.12.1944 – ? {8} | ||
Боевой результат | В боевых действиях не участвовала. | |
Судьба | 31.05.1946 разоружена и исключена из состава
ВМФ. 26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки передан для использования в опытовых целях. |
Весной 1933 года{1}
заложена на заводе № 200{2} в
Николаеве под заводским номером С-250.
16.05.1934 спущена на воду.
В 1934 году командиром подводной лодки назначен Иван Николаевич Тузов. {3}
08.07.1934{9} вместе с
подводными лодками С-264
("М-22") и С-265 ("М-24")
отправлена по железной дороге из Николаева во Владивосток. Погрузка на
железнодорожный транспортёр производилась 150-тонным плавкраном на стенке
восточной набережной Большого ковша завода № 198. Для облегчения веса до
110 тонн на подводной лодке были демонтированы прочная рубка с ограждением,
рули, гребной вал, аккумуляторная батарея, якорь с якорным канатом, орудие и
твёрдый балласт. Всё это разместили в отдельных вагонах.
По прибытии эшелона во Владивосток на специально огороженном высоким забором
участке территории завода № 202
осуществлялись сборка подводной лодки, монтаж механизмов и вооружения,
после чего субмарина была спущена на воду. Сдаточные испытания и контрольный
выход проводились в Амурском заливе.
10.10.1934 был подписан
приёмный акт. Подводная лодка подняла военно-морской флаг и под наименованием
"М-23" вошла в состав 4-го дивизиона
подводных лодок 4-й морской бригады Морских сил Дальнего Востока. {6}
11.01.1935 вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 4-й морской
бригады Тихоокеанского флота.
С 10.04.1936 в связи с
приказом командующего Тихоокеанским флотом
№ 0022, устанавливающим новую нумерацию дивизионов, числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
4-й
морской бригады ТОФ.
15.08.1936 командиром
подводной лодки "М-23" назначен капитан-лейтенант Нил Васильевич Тимофеюк.
С 03.04.1938{4} по 26.02.1939 подводной лодкой
"М-23" командовал старший лейтенант Анисим
Евстафьевич Емец.
15.03.1939 командиром
подводной лодки "М-23" назначен старший лейтенант Алексей Николаевич Михайлов.
С 09.1939{7} числилась в 24-м дивизионе подводных лодок
2-й бригады ПЛ ТОФ.
20.05.1940 на основании
приказа командующего Тихоокеанским флотом
№ 0212 была прикомандирована к 25-му дивизиону подводных лодок
5-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии.
23.09.1940 командиром
подводной лодки "М-23" назначен старший лейтенант Василий Митрофанович Александров.
В конце 11.1940 в условиях
раннего ледостава осуществила выход из базы в подводном положении, успешно
форсировав подо льдом узкости без навигационных обсерваций.
На основании приказа наркома ВМФ № 0011 от 11.02.1941 вошла в состав 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии Тихоокеанского флота.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22.06.1941
"М-23" встретила в Советской Гавани в составе 9-го дивизиона подводных лодок 3-й бригады ПЛ Северной Тихоокеанской военной флотилии
Тихоокеанского флота под командованием В.М. Александрова.
В 1944 году по решению Государственного Комитета Обороны была начата подготовка
подводной лодки "М-23" к отправке по железной дороге для усиления
Черноморского флота. На территории завода № 202
во Владивостоке лодку подняли из воды плавучим краном и поставили на стенку.
После демонтажных работ, которые позволили уменьшить вес субмарины до 110 тонн,
"М-23" была уложена на железнодорожный транспортёр.
06.10.1944 вместе с подводной
лодкой "М-24" была отправлена по железной
дороге в составе эшелона из 21 вагона, который двигался по маршруту
протяжённостью свыше 11 000 километров: Владивосток – Хабаровск –
Новосибирск – Омск – Челябинск – Чкалов – Астрахань –
Кизляр – Тбилиси – Поти. Для пропуска эшелона приходилось останавливать
встречное движение поездов. 15 суток было затрачено на стоянки на разъездах для
пропуска встречных составов в ожидании своей очереди.
11.12.1944 прибыла по
железной дороге в Поти и вошла в состав 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ Черноморского флота. Вместе с подводной лодкой
прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Моисеем Львовичем Шлионским.
В боевых действиях не участвовала.
31.05.1946 разоружена и исключена из состава ВМФ.
26.06.1946 после демонтажа приборов и механизмов расформирована. Корпус лодки
передан для использования в опытовых целях.
Примечания
{1} Большинство источников[1][2][3][4][11] указывают только год закладки подводной лодки "М-23" – 1933; М.Э. Морозов[5] конкретизирует, что закладка состоялась весной 1933 года.
{2} По одним данным[4][11] подводная лодка под заводским номером С-250 строилась в Николаеве на заводе № 200; по другим данным[5] лодка была построена на заводе № 198 (г. Николаев); Э.А. Ковалёв[3] считает, что лодка строилась в Николаеве на судостроительном заводе имени Марта (так в книге Э.А. Ковалёва) № 200; по некоторым сведениям[9] субмарина строилась на Николаевском государственном заводе имени "61" (будущий завод № 200).
{3} По одним сведениям[9] И.Н. Тузов с 1934 по 15.08.1936 командовал подводной лодкой С-250 (в дальнейшем – "М-23"). По данным Э.А. Ковалёва[3, с.202] Тузов в 04.1936 командовал подводной лодкой "М-23", в другом месте книги[3, с.349] указано, что он командовал подводной лодкой "М-21" с 09.03.1934 по 10.04.1936 (номер лодки автор ставит под сомнение).
{4} По одним сведениям[9] старший лейтенант А.Е. Емец возглавлял экипаж "М-23" с 03.04.1938. По данным Э.А. Ковалёва[3] А.Е. Емец командовал лодкой с 07.05.1938.
{5} Точный период нахождения М.Л. Шлионского в должности командира подводной лодки "М-23" требует уточнения. Известно, что он командовал субмариной в период с 11.12.1944 по 09.05.1945.
{6} По одним данным[2] подводная лодка "М-23" вошла в состав Морских сил Дальнего Востока 09.11.1934; по другим[4][9] – 10.10.1934.
{7} По данным М.Э. Морозова[6] приказом от 03.09.1939 2-я, 4-я, 5-я и 6-я морские бригады Тихоокеанского флота переименовывались в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю бригады подводных лодок соответственно. По другим сведениям[9] корабельные соединения Тихоокеанского флота носили двойное наименование (открытое и закрытое) до 15.09.1939.
{8} Точная дата окончания пребывания подводной лодки "М-23" в составе 5-го дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ ЧФ требует уточнения. Известно, что лодка входила в состав дивизиона как минимум до 09.05.1945.
{9} В большинстве источников[2][4][11] считается, что подводные лодки С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") были отправлены по железной дороге во Владивосток 08.07.1934. По другим сведениям[9] эшелон 611 с подводными лодками С-264 ("М-22"), С-250 ("М-23") и С-265 ("М-24") убыл во Владивосток 04.07.1934.
Использованные источники
[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 51.
[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 251.
[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 195-212, 234, 271, 386.
[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 31, 285, 503.
[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2003. – С. 26.
[6] Морозов М.Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – С. 341-344.
[7] Самко Ю.Г. История создания и развития
подводных сил Тихоокеанского флота. – Сайт
[8] Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Тайные операции подводных флотов. – М.: ООО "Издательский дом "Вече", 2004. – С. 171-172.
[9] Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[10] Сайт
[11] Заблоцкий В.П. Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий. История создания, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. – 2009. – № 5. – 32 с.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |