военно-морской флаг СССР

Подводная лодка "М-171"
(до 16.06.1939 – "М-87")

военно-морской флаг СССР

Серия XII

      проект 604 (МЗ-XII) {1}
гвардейский знак
03.04.1942
Дата закладки 10.09.1936 {2} Завод № 196 (г. Ленинград)
заводской № 88
Дата спуска на воду 10.07.1937 {3}
Дата подписания приёмного акта 11.12.1937     
Командиры

31.10.1939 – 21.03.1943 {4}

21.03.1943 – ? {5}                

Валентин Георгиевич Стариков

Георгий Данилович Коваленко

Принадлежность

25.12.1937 {6}

21.06.1939     

     06.1939 – 14.05.1944     

14.05.1944 – 28.04.1945     

01.07.1945     

Краснознамённый Балтийский флот

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Краснознамённый Балтийский флот

Боевой результат 29 боевых походов{7} в Великой Отечественной войне (132,7 суток).{7}
Выполнила 20 торпедных атак (38 торпед).
Достоверно потопила:
29.04.1942 германский транспорт "Curityba" (4969 брт).{8}
Достоверно повредила:
29.01.1943 германский транспорт "Ilona Siemers" (3245 брт).
Судьба 30.06.1960 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

10.09.1936{2} заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 88) под литерно-цифровым обозначением "М-87" (головная лодка XII серии на этом заводе).
10.07.1937{3} спущена на воду.
11.12.1937 подписан приёмный акт.
12.12.1937 поднят военно-морской флаг.
25.12.1937{6} вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-171".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
31.10.1939 командиром подводной лодки "М-171" назначен Валентин Георгиевич Стариков.
Участвовала в советско-финляндской войне.
19.06.1941 в 00.00 подводная лодка "М-171" находилась в Полярном у борта плавучей мастерской "Красный горн" в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта В.Г. Старикова, заканчивая средний ремонт. Лодка числилась во 2-й линии. Начата установка системы беспузырной торпедной стрельбы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Днем 19.07.1941 во время стоянки в губе Оленья подводная лодка "М-171" подверглась удару авиации противника. На расстоянии 70-100 метров от лодки взорвалось несколько авиабомб, не причинивших повреждений.
В 07.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (8 суток):

25.07.1941 в 17.20 вышла на позицию № 16 для прикрытия коммуникаций восточнее Кольского залива.
26.07.1941 в 06.18 прибыла на позицию.
27.07.1941 в 15.08 обнаружила подводную лодку противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла ее атаковать. Возможно была обнаружена германская подводная лодка "U 652".
Днем 28.07.1941 обнаружила подводную лодку противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла ее атаковать. Возможно была обнаружена германская подводная лодка "U 652".
30.07.1941 в 11.38 (по среднеевропейскому времени) "М-171" была обнаружена германской подводной лодкой "U 652", которая была вынуждена отказаться от атаки из-за разряженной аккумуляторной батареи.
02.08.1941 через неисправный газоотводный клапан при погружении был полностью залит водой дизель, оплавился подшипник Митчеля. В 06.13 "М-171" начала возвращение в базу и в 18.02 прибыла в Полярный.

05.08.1941 перешла для ремонта в Мурманск.
06.08.1941 при сильном отливе и ветре лодку навалило на угол плавучего дока завода Народного комиссариата рыбной промышленности. От удара была пробита цистерна главного балласта № 2 по левому борту.
С 22.08.1941 по 25.08.1941 прошла докование.
С 28.08.1941 по 30.08.1941 осуществила замену аккумуляторной батареи.

2-й боевой поход (8,8 суток):

10.09.1941 в 17.00 вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин.
На переходе в ночь на 11.09.1941 по ошибке пыталась выйти в атаку на советский дозорный тральщик, а затем на судно неустановленного типа (предположительно германская подводная лодка "U 451", которая обнаружила в 02.55 советскую субмарину). В 12 часов прибыла на позицию.
13.09.1941 в 20.21 в подводном положении начала прорыв в залив Петсамонвуоно, но у мыса Крестовый коснулась грунта, всплыла на 4 метра и была обнаружена сторожевыми катерами противника. Через 3 минуты, не обнаружив в Линахамари кораблей противника, "М-171" ушла на глубину 15 метров и направилась к выходу из залива, где была безрезультатно атакована сторожевыми катерами, сбросившими 12 глубинных бомб.
В течение похода дважды обстреливалась береговыми батареями.
18.09.1941 штормовала на позиции. Из-за крена вылился электролит из 6 баков аккумуляторной батареи.
19.09.1941 в 3 часа начала возвращение в базу и в 13 часов прибыла в Полярный.

3-й боевой поход (5,5 суток):

27.09.1941{7} в 21.20 вышла на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
28.09.1941 в 11.58 прибыла на позицию.
Днем 02.10.1941 в подводном положении прорвалась через залив Петсамонвуоно в порт Линахамари. В 13.30 в гавани "М-171" обнаружила два стоявших у причала транспорта. В 14.02 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно на медленной циркуляции с дистанции 12 кабельтовых по двум транспортам (8000 и 3000 тонн) последовательно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с временным интервалом 6-7 секунд (с расчётом попасть в оба транспорта). Через 1,5 минуты услышано 2 глухих взрыва. По иностранным данным обе торпеды взорвались при ударе о берег, а норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт) и "Viator" (3076 брт) попаданий не получили. После торпедных выстрелов лодка всплыла до 4 метров. Заполнив цистерну быстрого погружения, "М-171" развернулась и на глубине 18 метров направилась к выходу из гавани, но попала в противолодочную сеть и в течение двух часов не могла от неё оторваться. В это время германский сторожевой корабль "Togo" сбросил на безопасном удалении от лодки 29 глубинных бомб (бомбы сбрасывались посреди прохода, а субмарина прижималась к берегу). После освобождения от сети, воспользовавшись приливом, подводная лодка на глубине 6 метров на полном ходу, не поднимая перископа, прошла поверх сети и вышла из гавани без повреждений. В 17.00 после выхода из залива был услышан ряд глухих взрывов глубинных бомб за кормой.
03.10.1941 в 02.55 начала возвращение в базу и в 09.55 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (8,5 суток):

16.10.1941 в 09.00 вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
17.10.1941 в 03.24 прибыла на позицию.
Днем 22.10.1941 на большом удалении от подводной лодки было зафиксировано 5 взрывов.
23.10.1941 при попытке проникнуть в район Вадсё вышли из строя носовые горизонтальные рули – командир от прорыва отказался. В этот же день лопнула масляная магистраль дизеля – устранено на позиции.
Встреч с кораблями противника не имела.
Утром 24.10.1941 ударилась о грунт в районе Айновских островов. Из-за полученных повреждений в 15.50 "М-171" начала возвращение в базу и в 22.22 прибыла в Полярный.

5-й боевой поход (3,9 суток):

12.11.1941 в 15.25 вышла на позицию № 5а в район Киркенеса.
13.11.1941 в 15.15 прибыла на позицию.
Утром 14.11.1941 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.
15.11.1941 в 15.00 в районе юго-восточнее полуострова Стуре-Эккерё обнаружила при помощи акустики на дистанции 18-20 кабельтовых конвой противника, идущий в направлении Киркенеса. В перископ наблюдались 2 транспорта в охранении малых кораблей. В 15.09 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по головному транспорту прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 18-20 кабельтовых при курсовом угле цели 150°. Попадания в транспорт не было. Продолжая атаку, лодка в 15.19 выпустила прицельно по шедшему вторым танкеру (6000 тонн) вторую торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 13-14 кабельтовых при курсовом угле цели 85°. Через 1 минуту услышан взрыв, через 5 минут цель в перископ не обнаружена. Атака противником не зафиксирована. Был атакован конвой, включавший германские танкер "Weissenburg" (6281 брт) и транспорт "Magdalena Vinnen" (4594 брт). В 17.55 "М-171" начала возвращение в базу. При возвращении вышла из строя муфта "Бамаг".
16.11.1941 в 13.16 прибыла в Полярный.

6-й боевой поход (5 суток):

01.12.1941{7} в 14.00 вышла на позицию № 5 в район Вардё. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.
03.12.1941 в 06.20 прибыла на позицию.
Из-за штормовой погоды и плохой видимости дважды не удалось высадить разведывательную группу. Вышли из строя лаг и гирокомпас. Вся боевая деятельность "М-171" в этом походе протекала в условиях шторма, доходившего до 9 баллов.
05.12.1941 в 13.28 в точке 70°30' с.ш. 30°58' в.д. обнаружила на дистанции 20 кабельтовых танкер противника без груза, шедший с включёнными огнями курсом норд-вест без охранения. В 13.40 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по танкеру (4000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. В 13.43 танкер в перископ не наблюдался. Зарубежных данных нет. По-видимому, было атаковано норвежское судно. В 17.00 начала возвращение в базу. Из-за отказа навигационных приборов при возвращении "М-171" имела невязку в 20 миль.
06.12.1941{7} в 17.55 прибыла в Полярный.

15.12.1941 начала аварийный ремонт кулачной муфты.
03.01.1942 вступила в строй.

7-й боевой поход (6 суток):

21.01.1942 в 17 часов вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.
22.01.1942 в 07.30 прибыла на позицию. В этот же день была обнаружена неисправность муфты "Бамаг".
24.01.1942 водой, влившейся через верхний рубочный люк, залита нижняя головка перископа – устранено.
27.01.1942 на основании радиодонесения подводной лодки "Щ-422" о неудачной попытке атаковать конвой, идущий в восточном направлении, командование Северного флота отдало приказ "М-171" перехватить неприятельский караван. Выполняя приказ, лодка заняла позицию у мыса Харбакен в точке 70°36' с.ш. 30°35' в.д., стоя без хода в надводном положении. В 05.15 акустик услышал шум винтов, а в 05.17 визуально были обнаружены три судна, шедшие на зюйд-ост по пеленгу 315–320° на дистанции 30 кабельтовых. В 05.29 из надводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по среднему транспорту (4000-5000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. После атаки субмарина срочно погрузилась, направляясь от берега на норд-ост. Через 90 секунд услышан сильный взрыв и треск. На отходе после атаки через небольшой промежуток времени после взрыва торпеды были слышны два глухих взрыва глубинных бомб. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Inger Johanne" (1202 брт), госпитальное судно "Fasan" (1075 брт) и транспорт "Nicole Schiaffino" (4974 брт). Донеся командованию Северным флотом о боевом столкновении с противником и об израсходовании торпед, Стариков получил приказание вернуться в базу. В 07.00 "М-171" начала возвращение в базу. В 17.23 прибыла в Полярный.

27.01.1942 начала навигационный ремонт.
29.01.1942 Военный Совет Северного флота возбудил ходатайство перед Народным Комиссаром Военно-Морского флота о награждении подводной лодки "М-171" орденом Красного Знамени и о присвоении командиру подводной лодки капитан-лейтенанту Старикову звания Героя Советского Союза.
11.02.1942 вступила в строй.

8-й боевой поход (6,5 суток):

13.02.1942 в 22 часа вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
14.02.1942 в 5 часов прибыла на позицию.
Днем 17.02.1942 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за большой дистанции и курсового угла цели не смогла атаковать.
18.02.1942 было обнаружено подплавление подшипника Митчеля.
19.02.1942 в 19.30 начала возвращение в базу.
20.02.1942 в 08.40 прибыла в Полярный.

С 21.02.1942 по 11.03.1942 прошла навигационный ремонт.

9-й боевой поход (1,4 суток):

19.03.1942 в 17.02 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
20.03.1942 в 00.42 в 12 милях северо-западнее мыса Цып-Наволок при следовании на позицию вахтенный офицер "М-171" старший лейтенант А.С. Щекин обнаружил на расстоянии 7 кабельтовых два силуэта, шедших северо-западным курсом со скоростью 7-8 узлов. Субмарина находилась в выгодной для атаки позиции, и стрелять следовало немедленно. В 00.45 еще до прибытия на мостик командира лодки А.С. Щекин произвёл торпедную атаку, выпустив прицельно по судну неустановленного типа одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 7 кабельтовых. Из-за сильного рысканья при волнении 6 баллов торпеда в цель не попала. Противник не зафиксировал атаку. Был безуспешно атакован отряд боевых кораблей, готовившийся к постановке минного заграждения "Bantos-A", в составе германских минных заградителей "Cobra", "Brummer", сторожевого корабля "Polarkreis", большого охотника "Uj 1109". В 07.50 прибыла на позицию. В 12.35 в 4-х милях восточнее мыса Скальнес "М-171" обнаружила отряд боевых кораблей в составе 4-х тральщиков. В 13.19 из подводного положения в точке 70°09' с.ш. 30°40' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по тральщику одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 9 кабельтовых. Через 70-75 секунд услышан слабый взрыв, через 4 минуты в перископ наблюдалось только 3 тральщика. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 16.00 начала возвращение в базу.
21.03.1942{7} в 02.39 прибыла в Полярный.

10-й боевой поход (1,1 суток):

21.03.1942 в 16.59 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
22.03.1942 в 05.10 прибыла на позицию. В 07.25 в точке 70°02' с.ш. 30°27' в.д. акустик лодки услышал шум винтов по пеленгу 350°. В 07.35 на дистанции 20 кабельтовых в перископ была обнаружена рубка подводной лодки. "М-171" начала сближение с целью и в 07.45 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив две торпеды с временным интервалом в 7 секунд из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Сразу после этого "М-171" получила положительную плавучесть, показав над водой свою боевую рубку. Путём заполнения балластной цистерны лодку удалось вернуть на перископную глубину. Через 87 секунд после выпуска торпед произошёл взрыв одной из них. Командир лодки поднял перископ, но увидел вражескую субмарину в целости и сохранности. Вскоре акустик доложил о шумах винтов по пеленгу 340°. Убедившись, что цель не уничтожена, Стариков принял решение уходить в подводном положении в сторону моря, так как для повторной атаки уже не было торпед. Атака противником не зафиксирована. Была безуспешно атакована германская подводная лодка "U 456". В 11.03 "М-171" начала возвращение в базу и в 19.42 прибыла в Полярный.

11-й боевой поход (1 сутки):

28.03.1942 в 17.00 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
29.03.1942 в 03.57 прибыла на позицию. В 06.39 в точке 70°12' с.ш. 31°15' в.д. обнаружила подводную лодку противника. В 06.50 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 9-10 кабельтовых. Из-за поломки системы беспузырной торпедной стрельбы после залпа получила дифферент на корму 21°. Был услышан взрыв, через 9 минут цель в перископ не обнаружена. Атака противником не зафиксирована. Возможно была безуспешно атакована германская подводная лодка "U 585".{9} В 09.24 "М-171" начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.

03.04.1942 удостоена гвардейского звания.

12-й боевой поход (5 суток):

16.04.1942{7} в 12.00 вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.
17.04.1942 в 01.44 прибыла на позицию. В тот же день обнаружила сторожевой корабль и мотобот.
С 18.04.1942 по 19.04.1942 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
20.04.1942 в 14.24 северо-западнее мыса Харбакен обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 2 тральщика). В 14.55 в точке 70°38,8' с.ш. 30°39' в.д. из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 13-14 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. В 15.06 в перископ был обнаружен транспорт без хода. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты "Petropolis" (4845 брт) и "Mars". Наблюдался след одной торпеды. Лодка была контратакована германским большим охотником "Uj 1105", сбросившим между 15.10 и 16.10 на безопасном удалении 33 (14 по германским данным) глубинные бомбы. В 17.13 "М-171" начала возвращение в базу.
21.04.1942{7} в 08.37 прибыла в Полярный.

13-й боевой поход (2,7 суток):

27.04.1942{7} в 13.30 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
28.04.1942 в 0 часов прибыла на позицию.
Утром и днем 29.04.1942 уклонилась от сторожевого корабля и группы тральщиков противника, сбросивших на безопасном удалении несколько глубинных бомб. Вечером обнаружила в точке 70°05,1' с.ш. 30°31,5' в.д. конвой противника, следующий в направлении Вардё (2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик). В 19.26 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (9000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 4,5-5 кабельтовых. Через 30 секунд услышано 2 сильных взрыва и металлический треск. По зарубежным данным в результате попадания двух торпед повреждён германский транспорт "Curityba" (4969 брт), перевозивший груз железной руды и 2 катера-тральщика 54-й флотилии тральщиков (предположительно "M 5403" и "M 5407"). Транспорт выбросился на берег и был полностью разрушен (22 погибших, 1 раненый). Лодка подверглась двухчасовому преследованию сторожевых кораблей "Cherusker", "Franke" и "Nordriff", сбросивших 19 (20 по германским данным) глубинных бомб. В 22.56 субмарина всплыла и начала возвращение в базу, но вскоре была обстреляна германским большим охотником "Uj 1110", сделавшим 11 залпов из 88-мм орудий (в том числе 2 накрытия). Пользуясь преимуществом в скорости, "М-171" оторвалась от преследователя в надводном положении.
30.04.1942{7} в 8 часов прибыла в Полярный.

С 01.05.1942 по 03.05.1942 прошла навигационный ремонт.

14-й боевой поход (4,2 суток):

04.05.1942{7} в 17.32 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
05.05.1942 в 01.30 прибыла на позицию.
С 06.05.1942 по 08.05.1942 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
07.05.1942 из-за неисправности в упорном подшипнике в V отсек стала поступать вода – неисправность устранена.
08.05.1942 в 14.00 из-за непрекращающегося шторма с разрешения командования начала возвращение в базу и в 23.06 прибыла в Полярный.

С 10.05.1942 по 15.05.1942 прошла навигационный ремонт.

15-й боевой поход (4,5 суток):

19.05.1942 в 20.09 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
20.05.1942 в 5 часов прибыла на позицию.
23.05.1942 в 17.23 в 5 милях юго-западнее маяка Стуршер обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 4 сторожевых корабля, 3 сторожевых катера). В 17.34 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (11000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 110 секунд услышано 2 глухих взрыва. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежские транспорт "Vardø", мотоботы "Танга", "Кьерёк", "Рёкскьял", германские большие охотники "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1111". Торпеда прошла по корме "Uj 1101". Лодка была контратакована большими охотниками "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1111", сбросившими с 17.40 до 17.50 40 (22 по германским данным) глубинных бомб и с 18.52 до 22.17 – около 160 (168 по германским данным) глубинных бомб. В результате близких разрывов повреждено освещение (разбиты почти все лампы), многие электроизмерительные приборы начали давать неправильные показания. В 17.35 "М-171" начала возвращение в базу.
24.05.1942{7} в 08.02 прибыла в Полярный.

С 25.05.1942 по 05.06.1942 прошла аварийный ремонт.

16-й боевой поход (6,5 суток):

13.06.1942{7} в 12.00 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В качестве обеспечивающего на лодке находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. В 23.00 прибыла на позицию.
До 19.06.1942 несколько раз обнаруживала только сторожевые корабли и мотоботы.
Днем 19.06.1942 обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 3 сторожевых корабля). В 14.18 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (3000-4000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 16-18 кабельтовых. Взрывов не было. В 14.22 в перископ обнаружен только 1 сторожевой корабль. Преследования не было. Зарубежных данных нет, германские конвои в эти сутки в Киркенес не прибывали. В 17.48 лодка начала возвращение в базу.
20.06.1942{7} в 01.08 прибыла в Полярный.

С 25.06.1942 по 27.09.1942 прошла текущий ремонт, в ходе которого был установлен стабилизатор глубины "Спрут".

17-й боевой поход (2,7 суток):

30.09.1942 в 00.14 вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё с целью высадки разведывательной группы. В 07.35 обнаружила плавающую мину. В 18.17 прибыла на позицию.
01.10.1942 в 23.40 начала и 02.10.1942 в 01.00 завершила высадку разведывательной группы в районе Хавнингсберга.
Встреч с кораблями противника не имела.
02.10.1942 в 03.00 начала возвращение в базу и в 17.11 прибыла в Полярный.

18-й боевой поход (7,5 суток):

06.10.1942 в 18.35 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 04.54 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.10.1942 в 19.52 начала возвращение в базу.
14.10.1942 в 08.40 прибыла в Полярный.

19-й боевой поход (8 суток):

29.10.1942 в 02.00 вышла на позицию № 4 в район Тана-фьорда для высадки разведывательной группы.
01.11.1942 в 4 часа прибыла на позицию. В 23.40 начала и 02.11.1942 в 01.00 завершила высадку разведывательной группы. Затем произвела разведку в глубине Тана-фьорда.
03.11.1942 вблизи подводной лодки зафиксировано 2 взрыва, предположительно глубинных бомб.
04.11.1942 в 11.37 имела касание троса, возможно минрепа. Вечером "М-171" не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции. Тогда же начала возвращение в базу.
06.11.1942 в 00.54 прибыла в Полярный.

20-й боевой поход (4,4 суток):

10.12.1942 в 03.24 вышла на позиции № 4/5 в район Тана-фьорд - Вардё.
11.12.1942 в 01.00 прибыла на позицию. Действия лодки осложнялись плохим состоянием разобщительной муфты.
13.12.1942 в 20.45 в районе мыса Сейбунес обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (3-4 транспорта, 4-5 миноносцев и сторожевых кораблей, несколько судов неустановленного типа). В 20.53 из надводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (? тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12-13 кабельтовых. Через 2 минуты часть экипажа ощутила слабый удар взрывной волны. Из-за снежного заряда цель не наблюдалась. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 21.00 лодка начала возвращение в базу.
14.12.1942 в 12.56 прибыла в Полярный.

21-й боевой поход (6 суток):

31.12.1942 в 16.02 вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.
01.01.1943 в 7 часов прибыла на позицию.
02.01.1943 с 18.04 до 19.31 в точке 70°27,5' с.ш. 30°45,8' в.д. высадила разведывательную группу.
05.01.1943 в 08.20 северо-западнее Вардё транспорт в охранении двух сторожевых кораблей. В 08.36 из надводного положения в точке 70°40' с.ш. 30°29,0' в.д. "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (10000-12000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых. Через 2 минуты услышан взрыв, наблюдалось пламя. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, был атакован следующий в восточном направлении конвой, включавший транспорты "Itauri" (6838 брт) и "Borgå" (4821 брт).
06.01.1943 в 08.34 начала возвращение в базу. При входе в Кольский залив у мыса Чевруй в густом тумане "М-171" села на мель, в результате чего была повреждена дифферентная система, разбит киль, образовались вмятины в лёгком корпусе. В 17.12 прибыла в Полярный.

С 13.01.1943 по 24.01.1943 прошла аварийный ремонт.

22-й боевой поход (1,8 суток):

28.01.1943 в 05.18 вышла на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. В 23.57 прибыла на позицию.
29.01.1943 в 02.35 в районе Сюльте-фьорда обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (2-3 транспорта, 4-5 сторожевых кораблей). В 02.56 из надводного положения в точке 70°31,6' с.ш. 30°55,5' в.д. "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 2 минуты наблюдался сильный взрыв с пламенем. По зарубежным данным попаданием торпеды в носовую часть был повреждён германский транспорт "Ilona Siemers" (3245 брт). При взрыве торпеды людских потерь не было. Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 12 глубинных бомб (по германским данным преследования не было). В 08.23 "М-171" начала возвращение в базу.
30.01.1943 в 00.24 прибыла в Полярный.

23-й боевой поход (1,6 суток):

17.02.1943 в 16.45 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
В ночь на 18.02.1943 прибыла на позицию. Днем обнаружила отряд боевых кораблей в составе 5 тральщиков. В 15.51 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по тральщику две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 7-10 кабельтовых. Через 90 секунд услышан взрыв. Через 9 минут в перископ ничего не обнаружено. Преследования не было. Зарубежных данных нет.
19.02.1943 в 07.48 прибыла в базу.

24-й боевой поход (1,3 суток):

26.02.1943 в 17.15 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
27.02.1943 в 05.45 прибыла на позицию. В 11.50 обнаружила конвой противника, следующий в направлении Вардё (1 транспорт, 1 сторожевой корабль). В 12.11 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (водоизмещение 2000-3000 тонн) две торпеды с временным интервалом 10 секунд из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8-9 кабельтовых при угле упреждения 11° и угле встречи 100-110°. В 12.13 в I отсеке услышан взрыв, в 12.20 цель наблюдалась в перископ без видимых повреждений. По зарубежным данным была безуспешно атакована германская лёгкая плавучая батарея "Guschi II", наблюдавшая прохождение двух торпед. Преследования не было. В 15.31 лодка всплыла и начала возвращение в базу. В 16.00{10} "М-171" была атакована германским самолетом Ju 88, сбросившим в момент погружения подводной лодки 5-6 фугасных бомб, не причинивших субмарине повреждений. В 16.34 всплыла и продолжила переход в базу.
28.02.1943 в 00.30 прибыла в Полярный.

21.03.1943 командиром подводной лодки "М-171" назначен капитан-лейтенант Георгий Данилович Коваленко.

25-й боевой поход (2,2 суток):

30.03.1943 в 15.30 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга Н.И. Морозов.
31.03.1943 в 03.30 прибыла на позицию. Утром обнаружила 4 сторожевых корабля, оказавшихся рыболовными мотоботами. В процессе маневрирования "М-171" попала в трал, которым были сорваны 2 антенны, стойки репитера гирокомпаса и ночного прицела, повреждено орудие (сорван стопор).
В ночь на 01.04.1943 начала греться и стучать муфта "Бамаг", из-за чего подводная лодка не могла дать подводный ход более двух узлов. Из-за неисправности в 11.10 "М-171" начала досрочное возвращение в базу и в 21.20 прибыла в Полярный.

26-й боевой поход (2,2 суток):

04.04.1943 в 20.03 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В качестве обеспечивающего на борту находился командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга Н.И. Морозов.
05.04.1943 в 07.24 прибыла в бухту Пумманки, днем вышла на позицию. В 13.51 на дистанции 30 кабельтовых обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 1 сторожевой катер или мотобот). Из-за близости неприятельского берега, где находились посты наблюдения, командир выводил лодку в атаку по акустическому пеленгу. В 14.27 с глубины 17 метров "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (2500 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Через 60-90 секунд акустик услышал слабый взрыв. В 14.31 в перископ цель не обнаружена. Спустя час на большом удалении от подводной лодки зафиксировано несколько взрывов, предположительно глубинных бомб. Зарубежных данных нет, по-видимому, были атакованы норвежские рыболовные траулеры.
06.04.1943 в 19.44 начала возвращение в базу.
07.04.1943 в 02.00 прибыла в Полярный.

27-й боевой поход (10 суток):

21.04.1943 в 17.30 вышла на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
22.04.1943 в 04.26 прибыла на позицию.
23.04.1943 обнаружила конвой малых судов, но Георгий Данилович Коваленко отказался от атаки из-за малой ценности цели.
Вечером 25.04.1943 "М-171" не смогла атаковать конвой в районе Вардё, поскольку он зашел в порт.
28.04.1943 в 07.55, находясь на глубине 15 метров, попала в трал мотобота. Трал буксировался подводной лодкой на протяжении 20 минут. В результате попадания в трал были сорваны радиоантенны, стойки пеленгатора и ночного прицела. {11}
01.05.1943 в 05.45 начала возвращение в базу и в 15.58 прибыла в Полярный.

С 22.06.1943 по 19.07.1943 прошла навигационный ремонт.
04.10.1943 "М-171" начала переоборудование в минный заградитель по проекту 604 (МЗ-XII).
14.05.1944 передана в состав 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.
31.07.1944 вступила в строй.

28-й боевой поход (3,4 суток):

09.10.1944 в 18.56 вышла для участия в операции "Вест" на позицию в сектор "Е" в район мыс Харбакен – мыс Маккаур.
10.10.1944 в 12.05 прибыла на позицию.
Днем 11.10.1944 не смогла атаковать одиночный транспорт, скрывшийся в Сюльте-фьорде.
Утром 12.10.1944 в районе мыса Харбакен обнаружила конвой противника, следующий в западном направлении (1 транспорт, 3 сторожевых корабля). В 07.26 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом по транспорту (? тонн) две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Взрыв не зафиксирован. В 07.38 в перископ наблюдался только 1 транспорт и 2 сторожевых корабля. В 08.00-12.00 было зафиксировано 50-60 отдаленных взрывов, принятых за взрывы глубинных бомб (за преследование были приняты взрывы бомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота). Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой "Ki-135-Lf" включавший транспорты "Lumme" (1730 брт) и "Krückau". В 15.35 лодка начала возвращение в базу.
13.10.1944 в 03.37 прибыла в Полярный.

29-й боевой поход (2,5 суток):

14.10.1944 в 22.55 вышла для участия в операции "Вест" на позицию в сектор "Е" в район мыс Харбакен – мыс Маккаур.
15.10.1944 в 16.50 прибыла на позицию.
Ночью 16.10.1944 не смогла атаковать 2 судна неустановленного типа из-за большой дистанции и курсового угла цели. Утром "М-171" обнаружила тральщик или буксир, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать. Вечером в районе мыса Маккаур обнаружила конвой противника, следующий в западном направлении (3 транспорта, 1 миноносец, 4 сторожевых катера). В 20.32 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом по транспорту (8000-10000 тонн) две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Через 120 секунд услышано 2 взрыва. Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой "Ki-137-Lf", включавший транспорты "Patagonia", "Leba", "Ludwig", танкеры "Algol", "Grete", парусно-моторные шхуны "Kurt" и "Edelgard". Преследования не было. В 22.56 начала возвращение в базу.
17.10.1944 в 12.42 прибыла в Полярный.

С 22.10.1944 по 01.11.1944 прошла навигационный ремонт.
01.12.1944 произошла авария электромотора вентилятора.
28.04.1945 в Росте на "М-171" были начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки на Краснознаменный Балтийский флот.
01.07.1945 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
С 01.07.1945 по 08.07.1945 была перевезена по железной дороге в Ленинград.
28.11.1950 выведена из боевого состава и отнесена к подклассу учебных подводных лодок.
28.02.1953 разоружена и переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки.
26.01.1957 отнесена к подклассу учебно-тренировочных станций.
30.06.1960 гвардейская подводная лодка "М-171" исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.


подводная лодка "М-171"

Подводная лодка "М-171". 1942 год.

подводная лодка "М-171"

Подводная лодка "М-171". 1942 год.

экипаж "М-171" с переходящим знаменем

Командир "М-171" гвардии капитан 3 ранга В.Г. Стариков с переходящим красным
знаменем "Лучшей подводной лодке", которое экипаж удержал до конца войны. Июль 1942 года.
Автор фото – Е.Халдей.

Примечания

{1} "М-171" была переоборудована по проекту 604 (МЗ-XII) в подводный минный заградитель с 04.10.1943 по 31.07.1944.

{2} В большинстве источников[1][3][4][5] дата закладки подводной лодки "М-87" – 10.09.1936; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии о дате закладки – 10.09.1936 и 14.06.1936.

{3} В большинстве источников[1][3][4][5] дата спуска подводной лодки "М-87" на воду – 10.07.1937; у В.И. Дмитриева[2] есть две версии о дате спуска на воду: 10.07.1937 и 11.09.1937.

{4} Согласно большинству источников[4][5][9] В.Г. Стариков командовал "М-171" до 21.03.1943; по данным Э.А. Ковалева[3] – до 06.03.1943.

{5} Точную дату окончания пребывания Г.Д. Коваленко на должности командира "М-171" выяснить не удалось. Точно известно, что он командовал подводной лодкой как минимум до 09.05.1945.

{6} Согласно В.И. Дмитриеву[2] подводная лодка "М-87" вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 25.12.1937; по данным А.В. Платонова[4] – 11.12.1937.

{7} Статистика в Великой Отечественной войне по данным М.Э. Морозова[5]:
29 боевых походов (132,7 суток).
20 торпедных атак (38 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по данным А.В. Платонова[4]:
срок боевой службы – 46,5 месяцев (22.06.1941 – 09.05.1945);
28 боевых походов (128 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,09;
20 торпедных атак (38 торпед).

Хронологии походов по данным М.Э. Морозова[5] отличаются от информации А.В. Платонова[4]. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода
по М.Морозову[5]
Дата начала похода Дата окончания похода
по М.Морозову[5] по А.Платонову[4] по М.Морозову[5] по А.Платонову[4]
1-й боевой 25.07.1941 02.08.1941
2-й боевой 10.09.1941 19.09.1941
3-й боевой 27.09.1941 26.09.1941 03.10.1941
4-й боевой 16.10.1941 24.10.1941
5-й боевой 12.11.1941 16.11.1941
6-й боевой 01.12.1941 14.12.1941 06.12.1941 19.12.1941
7-й боевой 21.01.1942 27.01.1942
8-й боевой 13.02.1942 20.02.1942
9-й боевой 19.03.1942 21.03.1942 22.03.1942
10-й боевой 21.03.1942 22.03.1942
11-й боевой 28.03.1942 29.03.1942
12-й боевой 16.04.1942 17.04.1942 21.04.1942 20.04.1942
13-й боевой 27.04.1942 28.04.1942 30.04.1942 29.04.1942
14-й боевой 04.05.1942 05.05.1942 08.05.1942
15-й боевой 19.05.1942 24.05.1942 23.05.1942
16-й боевой 13.06.1942 14.06.1942 20.06.1942 19.06.1942
17-й боевой 30.09.1942 02.10.1942
18-й боевой 06.10.1942 14.10.1942
19-й боевой 29.10.1942 06.11.1942
20-й боевой 10.12.1942 14.12.1942
21-й боевой 31.12.1942 06.01.1943
22-й боевой 28.01.1943 30.01.1943
23-й боевой 17.02.1943 19.02.1943
24-й боевой 26.02.1943 28.02.1943
25-й боевой 30.03.1943 01.04.1943
26-й боевой 04.04.1943 07.04.1943
27-й боевой 21.04.1943 01.05.1943
28-й боевой 09.10.1944 13.10.1944
29-й боевой 14.10.1944 17.10.1944

{8} В справочнике Бережного[1] подводной лодке "М-171" приписывается потопление 9 транспортов (в том числе 05.12.1941 – "Исланд", 29.04.1942 – "Куритиба") и повреждение 29.01.1943 транспорта "Илона Симерс".
Считавшийся потопленным 05.12.1941 норвежский транспорт "Island" / "Исланд" (638 брт) был потоплен 05.12.1941 британской подводной лодкой "Sealion" в районе Тана-фьорда.[5]

{9} Германская подводная лодка "U 585" вышла из Киркенеса 28.03.1942 в 22.00 (по среднеевропейскому времени) и пропала без вести в период с 29.03.1942 по 05.04.1942, однако она выходила на связь в последний раз 29.03.1942 в 15.32 (по среднеевропейскому времени). Поэтому "М-171" не может претендовать на потопление германской субмарины. [5]

{10} По данным М.Э. Морозова[5] "М-171" была атакована германским самолетом Ju 88 27.02.1943 в 15.38; согласно донесению В.Г. Старикова о походе[10] – 27.02.1943 в 16.00.

{11} По данным М.Э. Морозова[5] "М-171" попала в трал мотобота 28.04.1943 в 07.55; по данным А.В. Платонова[4] "М-171" попала в трал 24.04.1943, освободилась, но катерный тральщик преследовал лодку весь день.

Использованные источники

[1] Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 65.

[2] Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – С. 254.

[3] Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918–1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 343, 380.

[4] Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 332-334.

[5] Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2005. – С. 38-41, 85.

[6] Советская версия ежедневных боевых действий, взятая из архива славного города Гатчина... – Дата обращения: 01.2008. В настоящее время ресурс недоступен.

[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1991–1994.

[8] Jürgen Rohwer Allied Submarine attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 17-42.

[9] Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок 1941-1945 – СПб.: ООО "Галея-Принт", 1999. – С. 50, 78.

[10] Морозов М.Э. Сообщения и документы на форуме "От Саламина до Мидуэя. История войны на море". URL: http://brummel.borda.ru/. – Дата обращения: 23.03.2009.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-171"

Дата последнего изменения: 18.05.2009.