А-3

(до 15.9.1934 – "Марксист" (№ 14),

до 23.3.1923 – "А.Г. 25")

 

 

Тип

"АГ"

 

Дата закладки

1916*

судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)*

завод "Наваль"***, Николаев

(достройка лодки из готовых секций)

Дата перезакладки

11.7.1921**

Дата спуска на воду

5.4.1922

Дата вступления в строй

26.5.1922

Командиры

22.6.1941 – 11.11.1941

11.11.194110.1943

Н.И. Малышев

С.А. Цуриков

Карьера

26.5.1922

11.1.1935

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.194222.11.1942

22.11.194210.1943

Морские силы Черного моря

Черноморский флот

6-й дивизион подводных лодок ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

20 боевых походов в ВОВ (188 суток). Выполнила 3 торпедные атаки (6 торпед); 29.5.1942 потопила румынский транспорт "Sulina" (3495 брт).

Судьба

28.10.19433.11.1943 пропала без вести в Каламитском заливе, не вернувшись из 20-го боевого похода (33 члена экипажа погибло).

В 1922, 1923 и 1929 совершила визиты в Стамбул (Турция).

В 1934-1935 прошла капитальный ремонт.

К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе в аварийном ремонте, числясь во 2-й линии.

1.7.1941 после вступления в строй вышла из Севастополя и 3.7.1941 прибыла в Поти.

1-й боевой поход (7 суток):

7.7.1941**** в 21.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

14.7.1941**** в 4.30 возвратилась в Поти.

2-й боевой поход (6 суток):

19.7.1941**** в 21.30 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

25.7.1941 в 5.54 возвратилась в Поти.

3-й боевой поход (5 суток):

1.8.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

6.8.1941 в 5.48 возвратилась в Поти.

4-й боевой поход (7 суток):

14.8.1941 в 20.49 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

21.8.1941 возвратилась в Поти.

5-й боевой поход (7 суток):

7.9.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

14.9.1941 в 7.55 возвратилась в Поти.

6-й боевой поход (7 суток):

24.9.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

1.10.1941 в 11.12 возвратилась в Поти.

7-й боевой поход (6 суток):

30.10.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.11.1941 в 9.55 возвратилась в Поти.

В конце 11.1941 – 12.1941 прошла докование и текущий ремонт.

8-й боевой поход (2 суток):

7.1.1942 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.1.1942 в 17.04 возвратилась в Поти.

5.2.1942 перешла из Поти в Батуми.

15.2.1942 перешла из Батуми в Поти.

21.3.1942 перешла из Поти в Очемчири.

22.3.1942 вышла из Очемчири в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.

24.3.1942 при движении Инкерманским створом по фарватеру № 3 на траверзе Круглой бухты подверглась обстрелу полевой артиллерией противника и, погрузившись, вошла в Севастополь под перископом.

9-й боевой поход (11 суток):

29.3.1942 в 21.47 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.

Утром 31.3.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

8.4.1942 в 16.30 начала возвращение в базу

9.4.1942 в 22.10 прибыла в Севастополь.

10-й боевой поход (14 суток):

23.4.1942 в 21.30 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.

25.4.1942 прибыла на позицию.

Днем 1.5.1942 обнаружила одиночный транспорт, но из-за невыгодного курсового угла цели и мелководья не смогла атаковать.

5.5.1942 в 22.00 начала возвращение в базу.

7.5.1942 в 3.20 прибыла в Севастополь.

11-й боевой поход (12 суток):

25.5.1942**** в 23.13 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.

27.5.1942 прибыла на позицию.

29.5.1942 в 9.48 на дистанции 20 кабельтовых обнаружила в Одесском заливе румынские транспорты "Sulina" и "Ardeal", следовавшие по маршруту Констанца-Одесса в охранении румынских эскадренных миноносцев "Regina Maria", "Maresti", "Marasesti" и германских тральщиков "FR 04", "FR 06". В 10.13***** в точке 46°30,2' с.ш. / 30°52,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 3,5-4 кабельтова 2 торпеды с временным интервалом по транспорту (8000 тонн). Через 30 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным в точке 46°31' с.ш. / 30°52' в.д. потоплен румынский транспорт "Sulina" (3495 брт), перевозивший боеприпасы, 2 артиллерийских орудия, около 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы из Констанцы в Николаев (10 погибших, 10 раненых). Преследования не было.

3.6.1942 обнаружила конвой противника, но из-за мелководья не смогла атаковать.

4.6.1942 начала возвращение в базу.

6.6.1942 в 19.25 прибыла в Туапсе.

8.6.1942 вышла из Туапсе и 9.6.1942 прибыла в Очемчири.

11.6.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла текущий ремонт.

5.7.1942 перешла из Поти в Очемчири.

6.7.1942 перешла из Очемчири в Туапсе.

12-й боевой поход (11 суток):

7.7.1942 в 15.50 вышла из Туапсе на позицию № 31 в район Одессы.

8.7.1942 в 25 милях южнее Балаклавы атакована самолетом, обстрелявшим лодку из пулеметов. Пулями в трех местах пробито ограждение рубки, в двух местах – перископ.

9.7.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

16.7.1942 в районе Одессы внезапно атакована самолетом противника, сбросившим несколько глубинных бомб – окончательно вышел из строя перископ, лодка начала возвращение в базу.

18.7.1942**** в 7.40 прибыла в Туапсе.

18.7.1942 перешла из Туапсе в Очемчири.

19.7.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла аварийный ремонт.

8.8.1942 перешла из Поти в Очемчири

8.8.1942 вышла из Очемчири и 9.8.1942 прибыла в Туапсе.

13-й боевой поход (13 суток):

Утром 9.8.1942**** вышла из Туапсе в район Алушта – Феодосия и вечером прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

21.8.1942 начала возвращение в базу.

22.8.1942**** прибыла в Очемчире.

27.8.1942 перешла из Очемчири в Поти.

С начала 9.1942 по 17.12.1942 проходила текущий ремонт.

14-й боевой поход (13 суток):

21.12.1942 в 16.40 вышла из Очемчири на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.

23.12.1942 прибыла на позицию.

Утром 24.12.1942 села на мель в подводном положении у берега, из-за чего днем не смогла атаковать обнаруженный конвой быстроходных десантных барж.

1.1.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.

3.1.1943 в 11.50 прибыла в Очемчире.

4.1.1943 перешла из Очемчири в Поти.

15-й боевой поход (13 суток):

1.2.1943 в 16.54 вышла из базы (Очемчири ?) на позицию № 48б в район Феодосии.

Утром 3.2.1943 прибыла на позицию.

9.2.1943 получила приказ действовать в районе мыс Чауда – мыс Киик-Атлама.

Встреч с кораблями противника не имела.

12.2.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.

14.2.1943 в 8.04 прибыла в Очемчири.

16-й боевой поход (14 суток):

3.3.1943 в 18.00 вышла из Очемчири на позицию № 64 в район меридиан 35°35' в.д. – мыс Киик-Атлама.

Встреч с кораблями противника не имела.

14.3.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.

17.3.1943 в 10.36 прибыла в Очемчири.

17-й боевой поход (9 суток):

5.5.1943 в 19.45 вышла из Очемчири на позицию № 84 к южному побережью Крыма.

8.5.1943 в 15.00 прибыла на позицию.

Днем 11.5.1943 в районе мыса Айтодор обнаружила конвой противника в составе 3-х быстроходных десантных барж. В 12.11****** в точке 44°22' с.ш. / 34°05' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 5 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 55 секунд услышаны 2 глухих взрыва, в 13.00-13.02 командир в перископ наблюдал гибель быстроходной десантной баржи. По зарубежным данным в районе Ялты безуспешно атакованы германские канонерские лодки "MAL 1", "MAL 2" и "MAL 3", с которых наблюдали идущие мимо торпеды. Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном расстоянии 12 глубинных бомб.

Утром 12.5.1943 в районе Ялты обнаружила конвой противника в составе 2-х быстроходных десантных барж. В 7.30 в точке 44°51' с.ш. / 35°08' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 7 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 55 секунд услышан глухой взрыв, через 16 минут в перископ наблюдалась только 1 быстроходная десантная баржа. По зарубежным данным безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа, наблюдавшая прохождение торпеды под килем. Преследования не было. В 14.00 начала возвращение в базу.

Утром 14.5.1943 расстреляла плавающую мину и в 13.48 прибыла в Очемчири.

18-й боевой поход (11 суток):

2.6.1943 в 19.30 вышла из Очемчири на позицию № 84 к южному побережью Крыма.

5.6.1943 в 2.25 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

11.6.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.

13.6.1943 в 9.30 прибыла в базу (Очемчири ?).

19-й боевой поход (14 суток):

3.8.1943 в 20.30 вышла из базы (Очемчири ?) на позицию № 86-запасная в район Феодосии.

7.8.1943 в 15.00 прибыла на позицию.

С 12.8.1943 по 14.8.1943 произвела поиск экипажа самолета Ил-4 в 50 милях южнее Ялты.

Встреч с кораблями противника не имела.

14.8.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

17.8.1943 в 5.44 прибыла в Очемчири.

20-й боевой поход (16 суток):

22.10.1943 в 18.10 вышла из Очемчири на позицию № 95 в район мыс Урет – Евпатория.

На рассвете 25.10.1943 прибыла на позицию.

Днем 28.10.1943 обнаружила конвой противника в составе транспорта в охранении эскадренного миноносца (или миноносца), но из-за шторма не смогла выйти в атаку (донесение передано вечером). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (33 члена экипажа погибло).

По плану должна была оставить позицию 3.11.1943.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв на плавающей мине.

2. Ошибка личного состава или отказ техники.

3. Подрыв на мине германского заграждения S-46 при возвращении в базу в случае навигационной ошибки в районе западнее мыса Лукулл.

4. Атака германского большого охотника "Schiff 19", произведенная  4.11.1943 в 6.18-6.33 в точке 46°10' с.ш. / 31°55' в.д. По мнению М.Морозова [3], эта версия не соответствует действительности, поскольку точка атаки находится намного севернее позиции А-3, а время атаки на сутки превосходит срок планового оставления позиции.

Список 32 членов экипажа подводной лодки А-3, не вернувшихся из 20-го боевого похода лодки

(по данным сайта "Штурм глубины")

Фамилия, имя, отчество

Год. рожд.

Должность

Звание

Партийность

1

Цуриков Сергей Антонович

1910

командир ПЛ

кап. 3 р.

чл. ВКПб

2

Скотаренко Виктор Александрович

1915

пом. командира ПЛ

кап-лейт.

чл. ВКПб

3

Вороненко Сергей Сергеевич

1921

ком-р БЧ-1 (с М-51)

лейтенант

чл. ВКПб

4

Габарев Георгий Петрович

1914

командир БЧ-3

ст. лейтенант

чл. ВКПб

5

Панков Павел Петрович

1907

командир БЧ-5

ст. тех/лейт-т

чл. ВКПб

6

Мельнов Василий Александрович

1921

нач. сан. сл.

лейт-т мед. сл.

чл. ВЛКСМ

7

Мирошников Георгий Матвеевич

1912

ст. радист

мичман

чл. ВЛКСМ

8

Голубенко Андрей Григорьевич

1913

ст. гр. электриков

гл. старшина

беспарт.

9

Рахчеев Василий Алексеевич

1911

боцман

мичман

чл. ВКПб

10

Примаченко Иван Николаевич

1910

ст. гр. трюмных

мичман

чл. ВКПб

11

Минаев Петр Михайлович

1912

ст. гр. мотористов

мичман

чл. ВКПб

12

Холод Григорий Андреевич

1917

кр. отд. рулевых

старшина 2 ст.

чл. ВКПб

13

Тимошенко Иван Степанович

1918

рулевой

ст. краснофлотец

чл. ВКПб

14

Гальцов Алексей Алексеевич

1921

рулевой

краснофлотец

к-т ВКПб

15

Щербина Нель Максимович

1924

рулевой

краснофлотец

чл. ВКПб

16

Пузенцов Александр Владимирович

1915

кр. отд. шт. эл.

старшина 2 ст.

чл. ВКПб

17

Каминский Алексей Степанович

1914

кр. отд. торпедистов

старшина 1 ст.

чл. ВКПб

18

Аванесов Эдуард Семенович

1923

кр. отд. торпедистов

ст. краснофлотец

чл. ВЛКСМ

19

Мирошниченко Иван Трифонович

1921

кр. отд. СКС

старшина 2 ст.

к-т ВКПб

20

Крепак Иван Петрович

1920

радист

краснофлотец

чл. ВЛКСМ

21

Щербинин Сергей Емельянович

1922

г/акустик

краснофлотец

чл. ВЛКСМ

22

Леонов Александр Васильевич

1911

кр. отд. трюмных

старшина 2 ст.

беспарт.

23

Козлов Александр Иванович

1921

трюм. старшина

краснофлотец

чл. ВЛКСМ

24

Трусов Михаил Гаврилович

1915

кр. отд. электриков

старшина 2 ст.

чл. ВКПб

25

Кудрявцев Борис Николаевич

1920

ст. электрик

краснофлотец

к-т ВКПб

26

Кузьмин Анатолий Петрович

1913

кр. отд. мотористов

старшина 2 ст.

беспарт.

27

Сидоркин Павел Васильевич

1918

ст. моторист

старшина 2 ст.

чл. ВКПб

28

Баранов Иван Николаевич

1921

ст. моторист

краснофлотец

к-т ВКПб

29

Демидов Владимир Иванович

1921

ст. моторист

краснофлотец

чл. ВЛКСМ

30

Зайцев Константин Терентьевич

1920

ст. моторист

краснофлотец

к-т ВКПб

31

Щербина Гавриил Евсеевич

1916

кок

краснофлотец

беспарт.

32

Шерепот Григорий Александрович

1922

строевой

краснофлотец

чл. ВЛКСМ

Примечания:

* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.

** В [3] наряду с датой 11.7.1921 считается возможным, что датой перезакладки лодки является 22.11.1919.

*** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".

**** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [3]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

7.7.1941

5.7.1941

14.7.1941

13.7.1941

2-й боевой

19.7.1941

21.7.1941

25.7.1941

3-й боевой

1.8.1941

6.8.1941

4-й боевой

14.8.1941

21.8.1941

5-й боевой

7.9.1941

14.9.1941

6-й боевой

24.9.1941

1.10.1941

7-й боевой

30.10.1941

5.11.1941

8-й боевой

7.1.1942

9.1.1942

9-й боевой

29.3.1942

9.4.1942

10-й боевой

23.4.1942

7.5.1942

11-й боевой

25.5.1942

24.5.1942

6.6.1942

12-й боевой

7.7.1942

18.7.1942

17.7.1942

13-й боевой

9.8.1942

8.8.1942

22.8.1942

30.8.1942

14-й боевой

21.12.1942

3.1.1943

15-й боевой

1.2.1943

14.2.1943

16-й боевой

3.3.1943

17.3.1943

17-й боевой

5.5.1943

14.5.1943

18-й боевой

2.6.1943

13.6.1943

19-й боевой

3.8.1943

17.8.1943

20-й боевой

22.10.1943

28.10.1943

Статистика по [4]:

срок боевой службы – 28,2 месяцев (22.6.1941 – 29.10.1943);

20 боевых походов (193 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,23.

***** В [4] и [5] время атаки транспорта "Sulina" 29.5.1942 – 10.23.

****** В [4] и [5] время атаки 11.5.1943 – 12.10.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.

3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

5. Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

6. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).

Фото 30-х годов.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ