Торпедная атака подводной лодки «С-33» 22.09.1943 | ||
Главная → Применение → Торпедные и артиллерийские атаки → ЧФ (1943 год) → 22.09.1943 («С-33») |
Район торпедной атаки, выполненной подводной лодкой «C-33» 22.09.1943 |
---|
В ночь на 22.09.1943 подводная лодка «С-33» (командир – капитан 3 ранга Алексеев Б. А.) из состава 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Черноморского флота совершала в надводном положении переход с позиции № 81 (район Сулина-Констанца) на позицию № 82«б» (район мыса Тарханкут). В 02.45 в точке с координатами 44°47,9' с.ш. 31°51' в.д. на дистанции 45-50 кабельтовых по пеленгу 136° на освещённой части горизонта были обнаружены два бесформенных силуэта. В 02.47 лодка легла на курс 136° для опознания и атаки, была объявлена боевая тревога. Субмарина перешла в позиционное положение.
В 03.09 по пеленгу 180° был опознан конвой противника, идущий переменными курсами специальным ордером. Головным шёл эскадренный миноносец типа «Ф», в середине – транспорт водоизмещением до 6000 тонн, в конце – один сторожевой катер. Эсминец двигался зигзагом, переходя с одного борта транспорта на другой, сторожевой катер также непрерывно маневрировал.
В 03.27 был замечен второй сторожевой катер. Определили генеральный курс конвоя – 240°, скорость транспорта на галсах – 10 узлов, генеральная скорость конвоя – 8-9 узлов. Алексеев принял решение атаковать эскадренный миноносец, для чего «С-33» увеличила ход до полного и легла на параллельный конвою курс. Дизели работали в перегрузку, сильно дымили и искрили.
В 03.44 лодка перешла на электромоторы.
В 04.08 командир принял решение атаковать транспорт, так как постоянное маневрирование эскадренного миноносца снижало вероятность попадания.
В 04.19 в точке с координатами 44°38,4' с.ш. 31°09,7' в.д. с дистанции 9 кабельтовых из надводного положения «С-33» произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив из носовых аппаратов веером три торпеды с взрывателями НВС (глубина хода – 3 метра; одна торпеда – с отклонением на 2° влево, вторая – прямо, третья – с отклонением на 2° вправо, четвертая торпеда из аппарата № 2 не вышла) при угле упреждения 14° и угле встречи 120° (курс лодки – 210°, курс цели – 270°, скорость цели – 10 узлов, пеленг на цель – 196°). После залпа подводная лодка погрузилась на глубину 40 метров.
В 04.21 через 75 секунд после выпуска торпед были услышаны один за другим два глухих взрыва. Визуально результатов торпедной атаки командир не наблюдал.
В 04.27 и 04.42 на лодке услышали несколько отдалённых взрывов, принятых за взрывы глубинных бомб.
В 05.06 шум винтов кораблей охранения окончательно исчез.
В 05.15 «С-33» всплыла в позиционное положение и продолжила движение на позицию № 82«б».
В 05.16 капитан 3 ранга Алексеев Б. А. донёс командиру бригады подводных лодок ЧФ об атаке транспорта.
На основании услышанных взрывов и расчётов элементов стрельбы командир подводной лодки и командование бригады посчитали транспорт водоизмещением 5000 тонн потопленным. После подтверждения разведывательной сводкой штаба Черноморского флота потопления транспорта на рубке подводной лодки «С-33» была нарисована звезда с цифрой «3».
Противник не зафиксировал атаку подводной лодки.
Предположительно, «С-33» безрезультатно выпустила торпеды по болгарскому
транспорту «Burgas», который шёл в охранении румынских эскадренных миноносцев
«Regina Maria», «Marasesti» и германских моторных тральщиков «R 196»,
«R 204», «R 216» из Севастополя в Констанцу. {1}
Схема атаки подводной лодки «C-33» [6] |
---|
Примечания
{1} В ночь на 22.09.1943 на переходе из
Севастополя в Констанцу находились 2 конвоя. Первый состоял из болгарского
транспорта «Burgas», румынских эскадренных миноносцев «Regina Maria» и
«Marasesti», германских моторных тральщиков «R 196», «R 204» и
«R 216». Второй включал в себя румынский минный заградитель «Amiral
Murgescu», германские танкер «Prodromos», моторные тральщики «R 165» и
«R 205», большие охотники «UJ 2301», «UJ 2302», «UJ 2304».
Оба конвоя вышли из Севастополя 21.09.1943 в 18.00 (здесь и далее в этом примечании указано
берлинское время), но затем разделились. Конвой, включавший транспорт «Burgas»
прибыл в Констанцу 22.09.1943
в 15.30, а второй конвой – только спустя 8,5 часов (днём он был безуспешно
атакован близ устья Дуная советской авиацией). В пользу версии об атаке
именно транспорта «Burgas», а не танкера «Prodromos», говорят следующие факты:
1. по докладу командира «С-33» атакованное судно имело центральное расположение
надстройки, в то время как надстройка у танкера «Prodromos» находилась на
корме;
2. в составе атакованного конвоя Алексеев наблюдал эскадренный миноносец
типа «Ф», а эсминец этого типа («Regina Maria») входил только в состав охранения
транспорта «Burgas». [6]
Использованные источники
[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 56.
[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 254.
[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 117.
[4] Балакин С. А., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «С» // Морская коллекция. – 2000. – № 2 (32). – С. 30-31.
[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 111.
[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.
ГЛАВНАЯ | ЛОДКИ | ПРИМЕНЕНИЕ | ПОДВОДНИКИ | ДАТЫ | ФОРУМ | ССЫЛКИ |