военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «М-118» 01.10.1942
(потоплен германский транспорт «Salzburg»)

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «М-118»
Район торпедной атаки подводной лодки «М-118»

01.10.1942 в 5 часов (здесь и далее указано берлинское время) из Очакова в Сулину вышел конвой в составе болгарского грузового парохода «Zar Ferdinand» (1994 брт) и германского военного транспорта «Salzburg» (1742 брт) в охранении четырёх катерных тральщиков «FR 1», «FR 3», «FR 9» и «FR 10». Около 9 часов конвой миновал Одессу, а в 12.35 в районе Бугаза в охранение вступили румынские канонерские лодки «Locotenent Сomandor Stihi Eugen» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion», а также германский катер-тральщик «MR 7». Кроме того, движение каравана обеспечивал румынский гидросамолёт «Cant 501Z», занимавшийся поиском подводных лодок на пути следования судов. Прежний эскорт из маломореходных тральщиков типа «FR», плохо переносивших 7-балльный норд-ост, в 13.00 укрылся в порту Бугаз, а конвой вскоре вступил в границы позиции № 42, на которой патрулировала советская подводная лодка «М-118» (командир – капитан-лейтенант Савин С. С.) из состава 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Черноморского флота.

В 14.07{1}, когда конвой, прижимаясь к берегу, шёл противолодочным зигзагом в районе маяка Будаки, у правого борта транспорта «Salzburg», шедшего вторым, раздался сильный взрыв. В 14.15 судно затонуло на глубине 13 метров в 9 милях северо-восточнее мыса Бурнас в точке с координатами 45°53,9' с.ш. 30°19,5' в.д.{2}. Предположительно, транспорт получил попадание двух торпед подводной лодки «М-118», атаковавшей конвой со стороны берега, однако из-за сильного волнения следы торпед противник не наблюдал.

В этом рейсе «Salzburg» перевозил 840 тонн марганцевой руды, пустые бочки и около 2300 советских военнопленных. Когда судно легло на грунт, то мачты, дымовая труба и часть надстройки остались над водой. Корабли охранения начали спасение людей, приняв на борт почти всех германских военнослужащих и их союзников (по разным данным 16 или 19 немцев и 26 или 47 румын), а также 132 пленных{3}. Вызванные из Бугаза катерные тральщики «FR 1», «FR 3», «FR 9» и «FR 10» спасли до наступления ночи ещё 75 военнопленных. Кроме того, часть пленных смогла добраться до берега вплавь, а ещё часть (по некоторым данным 42 человека) спасли местные рыбаки. Тем не менее, по числу человеческих жертв (погибло не менее 2080 пленных, а также 1 итальянский и 4 германских военнослужащих{4}) от действий советских подводных лодок эта торпедная атака занимает первое место на Чёрном море. Долгое время море выбрасывало на берег трупы в советской форме, которые местные жители собирали и хоронили в братских могилах.

Через 2 часа после потопления транспорта прибывший германский гидросамолёт обнаружил на мелководье подводную лодку по тянувшемуся за ней шлейфу ила, поднятого винтом субмарины. Лётчик сбросил на цель 2 глубинные бомбы, но попаданий не зафиксировал и вызвал сигналом обе румынские канонерские лодки, продолжавшие оставаться в этом районе. В 16.35-16.40 «Locotenent Сomandor Stihi Eugen» и «Sublocotenent Ghiculescu Ion» сбросили ещё 7 глубинных бомб, после взрывов которых румынские моряки наблюдали всплывшие деревянные обломки и пятна соляра (по другим данным – масляные пятна и всплывшее обмундирование, либо деревянные фрагменты и куски обмундирования). На этом месте был установлен буй, однако прибывшие на следующий день водолазы не обнаружили потопленной подводной лодки. Тем не менее, «М-118» из этого боевого похода не вернулась. Многочисленные попытки отыскать корпус «малютки» на дне в районе гибели транспорта «Salzburg» не увенчались успехом.

Описания атаки по разным источникам

Источник Морозов М. Э. [1] Платонов А. В. [2] Ровер Ю. [3]
Дата атаки 01.10.1942
Данные атакующей стороны
Объект атаки пароход (2300 брт)
Район атаки 45°53,9' с.ш. 30°19,5' в.д.
(по данным водолазного обследования)
к юго-востоку от озера Шаганы
45°53,9' с.ш. 30°19,5' в.д.
SE Shagany
Время торпедной атаки
Метод торпедной стрельбы
Результат атаки потоплен пароход (2300 брт)
Данные атакованной стороны
Объект атаки германский транспорт «Зальцбург» (1742 брт), шедший в составе конвоя из Бугаза в Сулину транспорт «Salzburg» (1442 брт) из состава конвоя (2 транспорта, 2 канонерские лодки и катер-тральщик) германский пароход «Salzburg» (1742 брт)
Район атаки 45°52,7' с.ш. 30°18,5' в.д. 45°54' с.ш. 30°19' в.д.
Время атаки 14.07-14.15 14.15
Положение лодки подводное
Дистанция залпа 3-5 кабельтовых
Число торпед в залпе 2
Результат атаки потоплен германский транспорт «Зальцбург» (1742 брт), перевозивший 840 тонн марганцевой руды и 2300 советских военнопленных (погибло 2080 пленных, 1 итальянский и 4 германских военнослужащих); в 16.35-16.40 германский гидросамолёт и румынские канонерские лодки «Гикулеску» и «Стихи» обнаружили и атаковали советскую подводную лодку, сбросив 9 глубинных бомб (явных признаков потопления лодки не наблюдалось) потоплен транспорт «Salzburg» (1442 брт), перевозивший 810 тонн{5} марганцевой руды и 2300 военнопленных потоплен германский пароход «Salzburg» (1742 брт), перевозивший около 2000 военнопленных, из которых спаслись только 34 человека

К настоящему времени из истории последнего боевого похода М-118 известен лишь один эпизод, относящийся к 1 октября 1942 года и связанный с первой и последней для экипажа этой "малютки" победой, которую мы опишем ниже с максимальной подробностью. В послеобеденное время лодка атаковала на мелководье, со стороны берега обеими своими торпедами шедший противолодочным зигзагом из Бугаза (ошибочно – из Одессы) в Сулину конвой противника. В его состав входили болгарский грузовой пароход "Цар Фердинанд" и немецкий военный транспорт "Зальцбург" (Salzburg), сопровождаемый румынскими канонерскими лодками "Локотенент-Командор Стихи Эуджен" (Locotenent Comandor Stihi Eugen), "Сублокотенент Гикулеску Йон" (Sublocotenent Ghiculescu Ion), немецкими катером-тральщиком MR 7 и румынским гидросамолётом "Cant 501 Z". В 14.07 берлинского времени "Зальцбург" был поражён обеими выпущенными торпедами и через 8 минут, в 14.15 затонул в 9 милях северо-восточнее мыса Бурнас, в точке с координатами 45°53,9'с.ш., 30°19,5' в.д. (по данным послевоенного водолазного обследования затонувшего судна; в различных источниках приводятся ошибочные координаты его гибели – 45°52,7'с.ш., 30°18,5' в.д.; 45°36,4'с.ш., 30°21,5' в.д.; 45°54,5'с.ш., 30°19,5' в.д.; 45°46',4"с.ш., 29°54',8"в.д.). "Зальцбург" был заложен в 1921 году на верфи "Схеепсверфт вн дер Гроот эн ван Флит" (Scheepswerft van der Groot en van Vliet) в Сликкервеэре (Нидерланды) и в феврале 1922 года вступил в эксплуатацию как голландский грузовой пароход "Слот Лувестейн" (Slot Loevestein), в 1924-м был переименован в "Йонге Антони" (Jonge Antony), а в 1939-м куплен у голландцев немецкой судовладельческой фирмой "Фленсбургер Дампфер Ко. Х.Шульдт унд Ко." (Flensbudger Dampfer Co. H.Schultdt & Co.) из Гамбурга. 16 мая 1941 года "Зальцбург" был мобилизован в состав плавучих средств ВВС Германии и придан 4-му воздушному флоту Люфтваффе в качестве транспорта. Судно имело стандартное водоизмещение около 3300 метрических тонн, его вместимость равнялась 1742 брутто-регистровым тоннам. В этом рейсе в трюмах "Зальцбурга" находилось 840 тонн марганцевой руды (по ошибочным данным – 810 т угля), груз пустых бочек и около 2300 советских военнопленных-бывших защитников Севастополя, а так же военнослужащие стран фашистской Оси. Корабли охранения смогли поднять из воды, по различным данным, от 177 до 195 человек (16 или 19 немцев, 26 или 47 румын и 132 пленных). По различным данным, погибло 6 немцев (или 4 немца и 1 итальянец) и не менее 2080 пленных (точное число погибших при катастрофе "Зальцбурга" советских граждан, равно как и общее количество их, находившихся на его борту не установлено). По воспоминаниям одного из местных жителей, Г.Легкобыта после гибели судна "в течение нескольких месяцев море выносило на берег тела молодых людей в красноармейской форме и гражданской одежде", а житель прибрежной деревни Балабановка Е.Быков "по приказу полиции вместе с другими жителями собирал тела погибших и отвозил на деревенское кладбище", где ими было захоронено "около 460 красноармейцев". В указанном Быковым месте на заброшенном пустыре был произведён контрольный раскоп, в результате чего "на площади 2 x 3 метра на глубине около полуметра были обнаружены остатки 25 человек. Там же нашли истлевшие кошельки с советскими довоенными монетами, пряжки солдатских и командирских ремней". Как рассказали те же очевидцы, "трём пленным удалось спастись, но один из них вскоре умер".

Официальные советские историки считали, что эта победа М-118 обернулась гибелью для самих подводников. Прибывший на место гибели "Зальцбурга" немецкий гидросамолёт обнаружил на мелководье лодку по "тянувшемуся за ней шлейфу взбаламученного винтом ила", сбросил на неё две глубинные бомбы, но попаданий не зафиксировал и подал сигнал обеим канонерским лодкам, так же продолжавшим оставаться в этом районе. С них на место обнаружения лодки в 16.35 - 16.40 было сброшено 7 глубинных бомб, после взрывов которых румынские моряки "наблюдали масляные пятна и всплывшее обмундирование" (по другим данным – "пятна соляра и деревянные обломки" или "деревянные фрагменты и куски обмундирования"). На этом месте румыны сбросили буй, а на следующий день прислали водолазов, которые, однако, не обнаружили потопленной подводной лодки. [4]


Пл М-118 (капитан-лейтенант Савин С.С.) у Одессы потопила тр «Зальцбург» (1742 брт), подверглась атаке самолётом и кл «Стихи» и «Гикулеску». [7]


Примечания

{1} По одним данным[1][4] взрыв у борта транспорта «Salzburg» произошёл в 14.07, а в 14.15 судно затонуло; по другой информации[5] взрыв произошёл в 13.57, а в 14.07 румынская канонерская лодка «Locotenent Сomandor Stihi Eugen», на борту которой находился командир конвоя, сообщила в штаб морских операций об атаке подводной лодки.

{2} Ссылаясь на данные послевоенного водолазного обследования, Морозов[1] и Стрельбицкий[4] указывают, что «Salzburg» затонул в точке с координатами 45°53,9' с.ш. 30°19,5' в.д.; по другим данным[6] – координаты затонувшего судна 45°53,360' с.ш. 30°19,360' в.д.

Рисунок затонувшего транспорта «Salzburg»
Рисунок затонувшего транспорта «Salzburg». [8]

Глубина на месте гибели 13 метров. Возвышение судна над грунтом 8 метров. Транспорт достаточно сильно разрушен. Практически полностью отсутствует надстройка. Кое-где сохранились ящики с 37-мм зенитными снарядами.

{3} Данные о количестве людей, спасённых с транспорта «Salzburg» кораблями охранения, сильно отличаются. Стрельбицкий[4], например, приводит такие цифры: 16 или 19 немцев, 26 или 47 румын и 132 пленных. Алексеев[5] считает, что на транспорте «Zar Ferdinand», вошедшем 01.10.1942 в 20.00 в порт Сулина, находились 13 членов экипажа «Salzburg», 5 немецких артиллеристов из расчёта зенитной установки погибшего судна, 16 охранников и 133 военнопленных. Боечин[9] со ссылкой на архивы ГДР указывает, что спастись удалось 16 немцам, 47 румынам и 138 пленным.

{4} Точных сведений о количестве перевозимых на транспорте «Salzburg» военнопленных нет. Также неизвестно и точное число погибших среди них. Считается, что погибло не менее 2080 пленных. Кроме того из числа военнослужащих стран фашистской оси, плывших на судне, в число жертв попали по разным данным либо 6 немцев, либо 4 немца и 1 итальянец.

{5} В одном месте книги[2, 328] Платонов указывает, что «Salzburg» перевозил 810 тонн марганцевой руды, на другой странице[2, 542] – 840 тонн марганцевой руды.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: ООО "Стратегия КМ", 2003. – С. 50.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство "Полигон"», 2004. – С. 328, 542.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 110.

[4] Стрельбицкий К. Б. Навечно остались в глубинах Черного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909 – 1945) // Тайны подводной войны – 16. – Москва, 2003 – С. 83-84.

[5] Алексеев И. В. Катастрофа на транспорте «Salzburg» и гибель подводной лодки «М-118». – Сайт http://wreck.ru/ – Дата обращения: 10.02.2010.

[6] Елкин А. В., Курносов С. Ю. Атлас. Затонувшие суда Черного и Азовского морей (по данным сайта http://forum.divelife.com.ua/) – ООО «Дилит», 2003. – 192 с.

[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1992. – № 10. – С. 20.

[8] Сайт http://wreck.ru/ – Дата обращения: 10.02.2010.

[9] Боечин И. А. Тайна парохода «Зальцбург». – Сайт «Независимое военное обозрение» – Дата обращения: 11.02.2010.


Дата последнего изменения: 11.02.2010.