военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «М-96» 14.08.1942

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «М-96»
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «М-96» 14.08.1942

14.08.1942 подводная лодка «М-96» (командир – капитан-лейтенант Маринеско А. И.) из состава 5-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота находилась в подводном положении на позиции № 9 южнее маяка Порккалан-Каллбода, следуя со скоростью 2 узла курсом 251°. В 10.47 при очередном всплытии под перископ был обнаружен идущий в северном направлении конвой противника в составе трёх транспортов в охранении трёх сторожевых катеров.{1} Маринеско увеличил скорость и объявил торпедную атаку. В 10.55 большой транспорт (водоизмещение – около 7000 тонн) находился по пеленгу 282° на дистанции 24 кабельтова. Определив элементы его движения (скорость – 5-6 узлов), командир лодки приказал лечь на боевой курс 340°. Из-за неопытности боцмана-горизонтальщика «М-96» дважды выскакивала на глубину 3-4 метра, однако из-за плохих погодных условий (видимость – 20-25 кабельтовых, дождь) субмарина осталась не замеченной противником.

В 11.17 с дистанции 12 кабельтовых «М-96» произвела из подводного положения торпедную атаку, выпустив по транспорту одну торпеду из правого аппарата при угле упреждения 7° и угле встречи 110°. Через 70 секунд на лодке услышали треск, который приняли за взрыв торпеды, поразившей в цель. При продувании цистерны быстрого погружения («М-96» имела большую отрицательную плавучесть) субмарина выскочила на глубину 3 метра. Через перископ Маринеско увидел стоящий без хода большой транспорт, имеющий дифферент на нос (гребной винт находился над водой) и два сторожевых катера, идущих на лодку. Посчитав, что судно тонет, командир «М-96» начал уклонение от преследования.

В 11.24 началась бомбёжка: 9 глубинных бомб разорвались вблизи подводной лодки и ещё 3 – в стороне. От близких разрывов на «М-96» вышли из строя часть измерительных приборов, прекратилось питание гирокомпаса, разбились электрические лампочки и плафоны. В 11.27 бомбометание прекратилось.{2}

По возвращении в Кронштадт капитан-лейтенант Маринеско доложил командованию о потоплении неприятельского транспорта.{3}

По зарубежным данным, 14.08.1942 в 05.00 (здесь и далее в этом абзаце указано немецкое летнее время) германские тяжёлые плавучие артиллерийские батареи «SAT 4» («Helene»){4} и «SAT 20» («West»){5} вышли из Таллина в направлении финских шхер и в 09.40 на выходе из шхерного фарватера в районе маяка Порккалан-Каллбода вступили в охранение идущего из Хельсинки в Таллин конвоя в составе германского транспорта «Porto Alegre»{6}, финского транспорта «Lokki»{7} и финского танкера «Margareta»{8}. В 10.20 конвой подвергся атаке подводной лодки: транспорт «Porto Alegre» (по-видимому, именно по этому судну стрелял Маринеско) и плавбатареи наблюдали перископ и след одной торпеды, от которой все суда успешно увернулись.{9} «SAT 4» выпустила по перископу 22 снаряда из 127-мм орудия, «SAT 20» – один 150-мм снаряд. Кроме того, плавучие батареи израсходовали 25 20-мм снарядов. В предполагаемом местонахождении подводной лодки «SAT 4» сбросила 4 глубинные бомбы, а «SAT 20» – ещё 7 глубинных бомб. После этого «SAT 4» продолжила путь вместе с конвоем в Таллин, а «SAT 20» до 11.00 оставалась на месте атаки, безуспешно пытаясь вместе с подошедшим финским сторожевиком обнаружить субмарину. В 14.30 конвой без потерь прибыл в Таллин.

Схема торпедной атаки «М-96» Схема атаки «М-96»
Схема торпедной атаки подводной лодки «М-96» [8] Торпедная атака ПЛ «М-96» [9]

Примечания

{1} Согласно донесению капитан-лейтенанта Маринеско А. И. о походе, конвой был обнаружен в 10.49.[6] В то же время, записи в вахтенном журнале «М-96» свидетельствуют о том, что это произошло в 10.47.[8]

{2} В советской литературе так описана эта атака:

«М-96» благополучно форсировала гогландский противолодочный рубеж и утром 14 августа [1942 года] подошла к маяку Порккалан-Каллбода. На лодке царили порядок и слаженность. Каждый старательно нес вахту. Гидроакустик краснофлотец А. И. Бережной с напряжением вслушивался в шумы моря.

Проходили сутки томительного ожидания, и вот в наушниках шумопеленгаторной станции «Марс» появились еле слышные удары лопастей винта, характерные для транспортных судов. Определив направление движения цели, командир приказал лечь на курс сближения. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Старший лейтенант Ефременков передал по переговорным трубам приказ командира: «Торпедная атака! Приготовить торпедные аппараты к выстрелу!» Старшина группы торпедистов мичман В. Г. Глазунов и старший краснофлотец А. Д. Суменков выполнили команды и доложили в центральный пост.

Конвой шел со скоростью 18 узлов. Транспорт и две шхуны, охраняемые сторожевыми катерами, торопились пройти открытый со стороны залива участок своего пути и снова укрыться в шхерах. Хорошо удифферентованная подводная лодка устойчиво держала заданную глубину погружения. Горизонтальными рулями управлял мичман П. И. Терновский – мастер своего дела. О таких специалистах говорят: он может держать глубину погружения подводной лодки по натянутой струне. Надежно вел корабль по заданному курсу рулевой-вертикалыцик старшина 2-й статьи Н. К. Козлов. Электрики старшина 1-й статьи Н. И. Сергеев и краснофлотец И. А. Потанин точно держали заданное число оборотов главного гребного электродвигателя.

Капитан-лейтенант А. И. Маринеско периодически поднимал перископ, осматривал горизонт и воздух, проверял элементы движения цели. «Малютка» выходила в атаку на фашистский транспорт скрытно. Вражеские наблюдатели не видели ее. Конвой продолжал движение прежним курсом и с прежней скоростью. Сторожевые катера шли вблизи охраняемых судов.

«М-96» легла на боевой курс. Прозвучала команда: «Аппараты, товсь!» Еще раз подняли перископ. В окуляре показался форштевень вражеского транспорта. Он все быстрее приближался к прицельной нити. Долго держать перископ в поднятом состоянии нельзя: создаваемый им бурун противник может обнаружить. Торпеды надо выстрелить точно в залповой полосе. Ни раньше, ни позже. Иначе они пройдут мимо.

«Малютка» дважды вздрогнула всем корпусом. Выстреленные торпеды понеслись к дели. Забурлила забортная вода, вливающаяся по магистралям системы беспузырной стрельбы.

Боцман Терновский переложил горизонтальные рули на погружение. Выполняя приказание командира электромеханической боевой части, трюмные машинисты И. Е. Нечаев и В. С. Пархоменко принимали забортную воду в уравнительную цистерну. «Малютка» после всплытия начала стремительно погружаться.

Проходит пять, десять, двадцать секунд, и гидравлический удар большой силы, вызванный взрывом торпеды, потряс подводную лодку. Цель поражена! По отсекам прокатилось дружное «ура!», которое слилось с разрывами глубинных бомб.

Не увлекаться достигнутым, быть осмотрительным во всех ситуациях было характерной чертой капитан-лейтенанта Маринеско, которая приносила ему удачу.

Как и предполагал командир лодки, противник начал преследование. Сторожевые катера контратаковали «М-96». Очередная серия глубинных бомб разорвалась совсем рядом. Задрожали на амортизаторах приборы и механизмы, посыпалась изолирующая прочный корпус пробка, в отсеках погас свет, и в темноте стали просматриваться люминесцентные указатели, светящиеся тусклым зелено-желтым цветом.

Ориентируясь по шумам фашистских катеров, «малютка» уклонялась от преследования, стремясь иметь большую глубину погружения. Противник бомбил по площади. Умело маневрируя, командир обеспечил отрыв от вражеских кораблей.<…>

В Кронштадте с почестями, положенными победителям, в торжественной обстановке встречали «М-96». Волнующим был этот ритуал. Арка из еловых веток, обвитая кумачовыми лентами, украшенная приветственными транспарантами и флагами расцвечивания, придавала праздничный вид пирсу, на котором выстроились военные моряки. Духовой оркестр играл встречный марш. Мастерски выполнив маневр подхода, «М-96» ошвартовалась у пирса. Подали сходню. Маринеско сошел с подводной лодки, доложил командиру бригады о выполнении боевой задачи и торпедировании фашистского транспорта. Комбриг обнял и по-русски трижды поцеловал его. Здесь же на пирсе, состоялся митинг. Вместо трибуны использовали ходовой мостик «малютки». Под бурные аплодисменты огласили приветствие Военного совета флота.

Мне остается добавить, что факт потопления вражеского транспорта подтвердился. Подводная лодка «М-96» отправила на дно Финского залива транспортное судно «Хелене», водоизмещением 1850 брутто-регистровых тонн. В заключение митинга победителям был вручен традиционный сувенир – поросенок с огромным красным бантом.

Командование высоко оценило результаты боевого похода подводной лодки «М-96». Капитан-лейтенанта А. И. Маринеско наградили орденом Ленина, старшего лейтенанта Л. П. Ефременкова, инженер-капитан-лейтенанта А. В. Новакова и мичмана В. Г. Глазунова – орденом Красного Знамени, П. С. Фролакова, Н. И. Асоскова, А. Д. Суменкова, В. А. Кудрявцева, Н. И. Сергеева, И. Е. Нечаева и Н. К. Козлова – орденом Красной Звезды. Остальные старшины и краснофлотцы были награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». [4]

{3} Большинство советских источников[4][6][7] ошибочно считают, что торпедная атака «М-96» стала причиной гибели транспорта «Хелене» (1850 брт).
Этот грузовой пароход был построен в 1899 году на верфи «Grangemouth Dockyard Co.» (г. Грэнджмут, Великобритания) под названием «Irene». Судно предназначалось для шведского судовладельца из Хельсингборга. С 1936 года пароход сменил флаг на финский и стал называться «Helen». Судно погибло 16.08.1942[3][10] (по другим данным – 13.08.1942[1]) в районе острова Рюген в точке с координатами 54°45' с.ш. 13°49' в.д. после подрыва на донной мине, выставленной британской авиацией. [10]

{4} Тяжёлая плавучая артиллерийская батарея (по германской терминологии – Schwere Artillerieträger) «SAT 4» – бывший германский грузовой теплоход «Helenе» (400 брт), построенный в 1937 году на верфи «F. Krupp Germaniawerft AG» (г. Киль, Германия). Летом 1940 года судно мобилизовали в рамках подготовки к операции «Seelöwe» («Морской лев»), вооружили одним 127-мм орудием и несколькими зенитными автоматами и под наименованием «SAT 4» в качестве тяжёлой плавучей артиллерийской батареи включили в состав ВМС Германии. В 1941 году «SAT 4» принимала участие в боевых действиях в составе «Экспериментального соединения» (Erprobungsverband Ostsee – первая созданная в ВМС Германии флотилия быстроходных десантных барж и мобилизованных рыболовных судов). После окончания Второй мировой войны при разделе германского флота между союзниками плавбатарея «SAT 4» 03.02.1946 была передана СССР и включена в состав советского ВМФ. В 1960 году судно было разделано на металл. [10]

{5} Тяжёлая плавучая артиллерийская батарея (по германской терминологии – Schwere Artillerieträger) «SAT 20» – бывший германский грузовой теплоход «West» (565 брт), построенный в 1940 году на верфи «Schulte & Bruns» (г. Эмден, Германия). Летом 1940 года судно мобилизовали в рамках подготовки к операции «Seelöwe» («Морской лев»), вооружили одним 150-мм орудием и несколькими зенитными автоматами и под наименованием «SAT 2» в качестве тяжёлой плавучей артиллерийской батареи включили в состав ВМС Германии. В 05.1941 переименована в «SAT 20». В 1941 году принимала участие в боевых действиях в составе «Экспериментального соединения» (Erprobungsverband Ostsee – первая созданная в ВМС Германии флотилия быстроходных десантных барж и мобилизованных рыболовных судов). 15.09.1943 «SAT 20» была потоплена советской авиацией в Нарвском заливе в точке с координатами 59°41' с.ш. 27°31' в.д. Судно столо жертвой последовательных атак шести МБР-2 58-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи, сбросивших с 01.20 до 03.30 24 бомбы ФАБ-100 и повредивших, по донесению, транспорт противника в районе банки Негрунд. [10]

{6} Грузовой теплоход «Porto Alegre» (6105 брт) был построен в 1936 году на верфи «Flensburger Schiffbau-Gesellschaft» (г. Фленсбург, Германия).

Германский транспорт «Porto Alegre»
Германский транспорт «Porto Alegre»

Судно эксплуатировалось компанией «Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft». В 1940 году «Porto Alegre» был мобилизован германскими ВМС. 21.02.1945 транспорт был потоплен в проливе Скагеррак английской авиацией. В числе грузов, которые «Porto Alegre» перевозил в своём последнем рейсе, было 380-мм орудие, предназначенное для установки на береговой батарее в Мёвике (Норвегия).

{7} Финский пароход «Lokki» (205 брт) был построен в 1898 году на верфи «Björneborgs Mek. Werkstad Rosenlew W. & Co» (г. Бьёрнеборг, ныне Финляндия) под названием «Ладога».

{8} Финский танкер «Margareta» был построен в 1925 году на верфи «Nüscke & Co A.G.» (г. Штеттин, Германия).

{9} По докладу капитан-лейтенанта Маринеско, атакованный транспорт следовал в северном направлении, в то время как немецкие документы свидетельствуют о том, что «Porto Alegre» шёл из Хельсинки в Таллин, то есть курсом на юг. По-видимому, это расхождение объясняется тем, что командир «М-96» обнаружил противника перед моментом вступления германских плавбатарей в охранение конвоя, и курс цели определялся путём взятия пеленгов на «SAT 4» и «SAT 20», которые в этот момент шли ещё в северном направлении. Пока советская лодка маневрировала, выходя в торпедную атаку, прошло около получаса, в течение которых плавбатареи сменили курс на противоположный и заняли своё место в ордере конвоя, идущего на юг (в какой-то степени, это подтверждается немецкими документами, где говорится о том, что торпедная атака была зафиксирована через 30 минут после встречи конвоя германскими плавучими артиллерийскими батареями «SAT 4» и «SAT 20»). Из-за плохих погодных условий (видимость – 20-25 кабельтовых, дождь) Маринеско не заметил этого.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2001. – С. 32, 83.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 314.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 84.

[4] Руссин Ю. С. Всю войну на «малютках». – М.: Воениздат, 1988 – С. 97-101.

[5] Морозов М. Э. Гибель «Вильгельма Густлофа» // Флотомастер. – 1999. – № 1. – С. 41.

[6] Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – С. 71.

[7] Великая Отечественная. День за днем. // Морской сборник. – 1992. – № 8. – С. 18.

[8] Александр Иванович Маринеско // Морской сборник. – 1990. – № 4. – С. 34-36.

[9] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[10] Сайт «Miramar Ship Index» – Дата обращения: 20.05.2010.

Дата последнего изменения: 23.05.2010.