Лодка

"Д-3"

2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан 3 ранга М.А. Бибеев

(обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов)

Дата атаки

02.05.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.92]

[3, с.25]

Состав конвоя

1 транспорт, 1 танкер, 4 сторожевых корабля, следующие в восточном направлении

?

(конвой обнаружен в 20.44 на дистанции 20-25 кабельтовых)

?

Время атаки

21.15

Место атаки

позиция № 5

восточнее мыса Харбакен

Сюльте-фьорд

Harbaken

Цель атаки

транспорт (6000 тонн)

транспорт

пароход (6000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

2/?

торп/?

2/?

Дистанция

8 каб.

?

Результат атаки

через 60 секунд услышан сильный взрыв; в 21.29 в перископ наблюдался транспорт с креном на правый борт и дифферентом на нос; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано повреждение транспорта

пароход поврежден

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший транспорт "Ирис", танкер "Алгол"

транспорты "Iris" (3232 брт), "Algol" (976 брт), 3 сторожевых корабля

"Iris" (3232 брт), "Algol" (976 брт) и 3 корабля охранения

Время атаки

?

16.44

Место атаки

?

E Kjolnes LT

Цель атаки

?

германский пароход

"Iris" (3232 брт)

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)

промах;

сброшено 56 глубинных бомб

промах; три торпеды прошли мимо цели; было сброшено 56 глубинных бомб


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"В 20.44 2 мая, в первые сутки нахождения на позиции, несмотря на снежные заряды и сумерки Бибеев обнаружил конвой, двигавшийся в восточном направлении. Начавшаяся атака и на этот раз протекала весьма непросто, по-видимому, в силу того, что из-за условий видимости изначально не удалось правильно определить дистанцию до цели. Фактически она оказалась гораздо больше, чем 20-25 кабельтовых. Находясь на носовых курсовых углах каравана и контркурсе, Бибеев повернул влево для атаки носовыми торпедными аппаратами.

В 21.02 при очередном подъеме перископа выяснилось, что вместо того, чтобы выходить на левый борт судов, "Красногвардеец" находится у них прямо по курсу. Атака носовыми аппаратами явно не получалась, но еще оставалось время развернуться к противнику кормой. В 21.15 с дистанции 8 кабельтовых Бибеев произвел двухторпедный залп по 6000-тонному транспорту, а спустя минуту экипаж субмарины услышал сильный взрыв. Прошло еще десять минут, прежде чем командир решился всплыть под перископ. Сначала в него был виден лишь сторожевик, находившийся в 7-10 кабельтовых и не предпринимавший попыток к сближению. В 21.29 на расстоянии 15-20 кабельтовых обнаружился и транспорт. По наблюдениям Бибеева его осадка сильно увеличилась, он кренился на правый борт (торпеды, вообще-то, выпускались в левый) и имел дифферент на нос. У правого борта судна находился сторожевик, другой двигался переменными курсами. Остатки конвоя – 2000-тонный танкер и третий сторожевой корабль – двигались курсом на Вардё. Дальнейшее наблюдение не производилось из-за плохой видимости и опасения контратаки.

Материалы германской стороны ставят все это описание с ног на голову. В эти сутки в восточном направлении через позицию "Д-3" прошел лишь один конвой, включавший германский транспорт "Ирис" (3323 брт), танкер "Алгол" (972 брт), сторожевые корабли "V 5902", "V 5904" и "V 5906", что весьма точно соответствует наблюдениям Бибеева. До района мыса Хьельнес караван сопровождала группа охотников ("Uj 1106", "Uj 1111" и "V 6108"), которая отделилась для преследования подводной лодки "К-2". "Катюше" пришлось заплатить за свою неудачную атаку на "Ирис". Вражеские охотники обрушили на нее 56 глубинных бомб, от близких разрывов которых треснули сварные швы двух топливно-балластных цистерн, палубный настил надстройки и шахта подачи воздуха к дизелям. Спустя четыре часа свой шанс попытался реализовать "Красногвардеец". Совершенно очевидно, что в качестве объекта нападения фигурировал все тот же "Ирис", не получивший в данном случае ни царапины. Сама атака, как это не покажется удивительным, не была зафиксирована противной стороной – иначе "старушка" вряд ли избежала бы бомбометания.

Сейчас можно гадать, имел ли отношение услышанный взрыв к торпеде, а если имел, то чем именно он был вызван. Наиболее вероятной представляется следующая картина: сигнальщики немецких кораблей не обнаружили следов торпед из-за плохой видимости, но одна из них, вероятно, шедшая по поверхности, взорвалась самопроизвольно при ударе о волну. На протяжении войны противником неоднократно фиксировались подобные случаи, вызванные тем, что с начала 1942 г. установка глубины хода наших торпед стала производиться на 1,5-2 метра. Поскольку точность хода торпед 53-38 по глубине составляла ±1 метр, неоднократно имели случаи выскакивания их на поверхность, особенно при волнении более 5 баллов. Видимо так все и произошло на этот раз. Не разобравшись в причинах взрыва, командир конвоя не стал делать никакой записи в КТВ и продолжил переход в восточном направлении."

[5, с.24]:

"Пл "Д-3" (капитан 3 ранга Бибеев М.А.) вышла на позицию к Варде и в р-не мыса Харбакен 2-торпедным залпом потопила транспорт водоизмещением 6 тыс. т, шедший в составе конвоя из 1 тр, 1 тн, 4 скр."

[6, с.15]:

"В свой первый боевой поход под гвардейским флагом "Д-3" вышла 1 мая. На следующий день подводники встретили фашистский конвой в составе транспорта, танкера и четырех сторожевиков. В качестве цели был выбран транспорт. Когда после залпа всплыли под перископ, увидели, как взорванное вражеское судно, осев на нос, быстро погружается в морскую пучину, а сторожевики лихорадочно ведут спасательные работы."

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 05/06-1992.

[6] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 23.11.2008.