|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант В.Г. Стариков |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
3 судна неустановленного типа, следующие в восточном направлении |
1 транспорт и 2 надводных корабля (обнаружены в 05.15 на дистанции 30 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
05.29 |
05.28 |
|
Место атаки |
восточнее устья Сюльте-фьорда |
мыс Харбакен 70°36' с.ш. / 30°35' в.д. |
70°36' с.ш. / 30°35' в.д. |
Цель атаки |
транспорт (4000-5000 тонн) |
транспорт |
пароход (4000 брт) |
Положение лодки |
надводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 2/НТА |
торп/? 2/НТА |
|
Дистанция |
10 каб. |
? |
|
Результат атаки |
через 90 секунд услышан сильный взрыв и треск; преследования не было |
на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта |
пароход потоплен {2} |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
по-видимому, безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Ингер Йоханна", госпитальное судно "Фазан" и транспорт "Николе Шиаффино" |
зарубежных данных нет |
|
Время атаки |
? |
||
Место атаки |
? |
||
Цель атаки |
? |
||
Результат атаки |
промах (атака не зафиксирована) |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"Подводная лодка "М-171",
находясь на позиции в районе Варде, получила извещение о проходе вражеского
конвоя на ост и заняла позицию у мыса Харбакен, стоя без хода, в надводном
положении. Сначала услышали шум винтов, а затем в 5.17 обнаружили три судна,
шедшие на зюйд-ост по пеленгу 315–320° на дистанции 30 кб. В 5.28 с дистанции
10 кб подводная лодка атаковала средний транспорт конвоя, водоизмещением 4000 –
5000 т, произведя залп двумя торпедами, и срочно погрузилась, направляясь от
берега на норд-ост. Через 1 мин. 30 сек. был слышен сильный взрыв и треск. На
отходе после атаки через небольшой промежуток времени после взрыва торпеды были
слышны два глухих взрыва глубинных бомб. Никто подводную лодку не преследовал.
Транспорт противника считался потопленным. Донеся командованию Северным флотом о боевом столкновении с противником
и об израсходовании торпед, командир подводной лодки получил приказание
вернуться в базу."
"Пл "М-171"
(капитан-лейтенант Стариков В.Г.) у мыса
Харбакен из надводного положения 2-торпедным залпом потопила средний (около 5
тыс. т.) из трёх транспортов конвоя."
"Теперь все надежды были на Старикова. Уж он-то имел запас времени достаточный. На всякий случай А.Г. Головко приказал послать на «малютку» еще одну радиограмму, уточняющую задачу.
Всю ночь я провел на ФКП флота в томительном ожидании. И вот наконец долгожданная радиограмма: «Конвой обнаружен. Двухторпедным залпом потопил транспорт...» Ну, а подробности атаки стали известны к вечеру того дня, когда "М-171" вернулась в Полярный.
— Мы получили приказание идти на перехват, когда уже почти заканчивалась подзарядка аккумуляторных батарей, — докладывал командир «малютки» на разборе. — Я рассчитал время. Получалось, что фашисты должны появиться в патрулируемом нами районе с четырех до пяти часов ночи. Мы успевали свободно. Пришли. Огляделись как следует на месте. Выбрали позицию поудобнее и стали ждать. Конвой немного припоздал на «свидание». Но в пять часов пятнадцать минут гидроакустик услышал шумы винтов. Потом и я в ночной бинокль увидел три силуэта: один покрупнее — транспорт тысячи на две и два поменьше... Хоть до транспорта было еще кабельтовых десять, он так удобно ложился на прицел, что я решил не терять времени — атаковал. Тут же погрузились и произвели послезалповое маневрирование. Через полторы минуты грохнул взрыв. Характерный, с лязгом рвущегося железа. Потом — пара глухих разрывов глубинных бомб. И тишина. Фашисты, думаю, не поняли, откуда их атаковали... В общем-то, действовать в этот раз нам было куда проще и спокойнее, чем обычно. Цель, можно сказать, на блюдечке поднесли.
— Ну а на кого транспорт будем записывать? — спросил я. — На вас или на Колышкина?
— Думаю, что справедливее всего разделить пополам, — улыбнулся Стариков.
Это, конечно, шутка. Потопленный
транспорт, разумеется, записали на счет "М-171"."
Примечания:
{1}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2
строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
{2} "М-171"
вошла в контакт с конвоем противника на основании радиодонесения "Щ-422". Однако
выпущенные торпеды прошли мимо судов неопознанного типа. [3, с.22]
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Версия Гатчинского
архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 01-1992.
[6] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.:
Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).
Дата последнего изменения: 08.03.2009.