Лодка

"М-171"

4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант В.Г. Стариков

Дата атаки

27.01.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.39]

[2, с.333]

[3, с.22]

Состав конвоя

3 судна неустановленного типа, следующие в восточном направлении

1 транспорт и

2 надводных корабля

(обнаружены в 05.15 на дистанции 30 кабельтовых)

?

Время атаки

05.29

05.28

Место атаки

позиция № 5

восточнее устья Сюльте-фьорда

мыс Харбакен

70°36' с.ш. / 30°35' в.д.

70°36' с.ш. / 30°35' в.д.

Цель атаки

транспорт (4000-5000 тонн)

транспорт

пароход (4000 брт)

Положение лодки

надводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

2/НТА

торп/?

2/НТА

Дистанция

10 каб.

?

Результат атаки

через 90 секунд услышан сильный взрыв и треск; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен {2}

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

по-видимому, безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Ингер Йоханна", госпитальное судно "Фазан" и транспорт "Николе Шиаффино"

зарубежных данных нет

Время атаки

?

Место атаки

?

Цель атаки

?

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"Подводная лодка "М-171", находясь на позиции в районе Варде, получила извещение о проходе вражеского конвоя на ост и заняла позицию у мыса Харбакен, стоя без хода, в надводном положении. Сначала услышали шум винтов, а затем в 5.17 обнаружили три судна, шедшие на зюйд-ост по пеленгу 315–320° на дистанции 30 кб. В 5.28 с дистанции 10 кб подводная лодка атаковала средний транспорт конвоя, водоизмещением 4000 – 5000 т, произведя залп двумя торпедами, и срочно погрузилась, направляясь от берега на норд-ост. Через 1 мин. 30 сек. был слышен сильный взрыв и треск. На отходе после атаки через небольшой промежуток времени после взрыва торпеды были слышны два глухих взрыва глубинных бомб. Никто подводную лодку не преследовал. Транспорт противника считался потопленным. Донеся командованию Северным флотом о боевом столкновении с противником и об израсходовании торпед, командир подводной лодки получил приказание вернуться в базу."

[5, с.25]:

"Пл "М-171" (капитан-лейтенант Стариков В.Г.) у мыса Харбакен из надводного положения 2-торпедным залпом потопила средний (около 5 тыс. т.) из трёх транспортов конвоя."

[6, с.89]:

"Теперь все надежды были на Старикова. Уж он-то имел запас времени достаточный. На всякий случай А.Г. Головко приказал послать на «малютку» еще одну радиограмму, уточняющую задачу.

Всю ночь я провел на ФКП флота в томительном ожидании. И вот наконец долгожданная радиограмма: «Конвой обнаружен. Двухторпедным залпом потопил транспорт...» Ну, а подробности атаки стали известны к вечеру того дня, когда "М-171" вернулась в Полярный.

— Мы получили приказание идти на перехват, когда уже почти заканчивалась подзарядка аккумуляторных батарей, — докладывал командир «малютки» на разборе. — Я рассчитал время. Получалось, что фашисты должны появиться в патрулируемом нами районе с четырех до пяти часов ночи. Мы успевали свободно. Пришли. Огляделись как следует на месте. Выбрали позицию поудобнее и стали ждать. Конвой немного припоздал на «свидание». Но в пять часов пятнадцать минут гидроакустик услышал шумы винтов. Потом и я в ночной бинокль увидел три силуэта: один покрупнее — транспорт тысячи на две и два поменьше... Хоть до транспорта было еще кабельтовых десять, он так удобно ложился на прицел, что я решил не терять времени — атаковал. Тут же погрузились и произвели послезалповое маневрирование. Через полторы минуты грохнул взрыв. Характерный, с лязгом рвущегося железа. Потом — пара глухих разрывов глубинных бомб. И тишина. Фашисты, думаю, не поняли, откуда их атаковали... В общем-то, действовать в этот раз нам было куда проще и спокойнее, чем обычно. Цель, можно сказать, на блюдечке поднесли.

— Ну а на кого транспорт будем записывать? — спросил я. — На вас или на Колышкина?

— Думаю, что справедливее всего разделить пополам, — улыбнулся Стариков.

Это, конечно, шутка. Потопленный транспорт, разумеется, записали на счет "М-171"."

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} "М-171" вошла в контакт с конвоем противника на основании радиодонесения "Щ-422". Однако выпущенные торпеды прошли мимо судов неопознанного типа. [3, с.22]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 01-1992.

[6] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 08.03.2009.