Лодка

"Щ-422"

3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант А.К. Малышев

(обеспечивающий –  капитан 2 ранга И.А. Колышкин)

Дата атаки

23.01.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.78]

[2, с.212]

[3, с.22]

Состав конвоя

1 транспорт, 1 миноносец и 1 тральщик, следующие в западном направлении

?

(конвой обнаружен в 10.29 на дистанции 18-20 каб.)

?

Время атаки

11.11

Место атаки

позиция № 4

71°10,7' с.ш. / 27°53,2' в.д.

в 3 милях северо-восточнее мыса Нордкин

мыс Нордкин

71°10,7' с.ш. / 27°53,2' в.д. или 71°11' с.ш. / 27°40' в.д. (по иностранным данным)

71°11' с.ш. / 27°40' в.д.

Цель атаки

транспорт (8000 тонн)

транспорт

пароход (8000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

11 каб.

?

Результат атаки

через 90 секунд услышано 2 взрыва; контратакована кораблями охранения, сбросившими на безопасном удалении 15 глубинных бомб

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший транспорты "Эспана", "Карен", "Хедвиг",

тральщик "M 1503"

транспорты "Espana" (7465 брт), "Hedwig" (1288 брт), "Karin" (1453 брт), 4 корабля противолодочной обороны

"España" (7465 брт), "Hedwig" (1288 брт), "Karin" (1453 брт) и 4 корабля охранения

Время атаки

?

Место атаки

?

Nordkyn

Цель атаки

?

германский пароход "España" (7465 брт)

Результат атаки

промах; лодка контратакована тральщиком "M 1503", сбросившим 19 глубинных бомб

промах; сброшено 19 глубинных бомб

промах; корабли конвоя наблюдали одну торпеду, прошедшую мимо


 

Описание атаки из разных источников:

[4, с.30], [5, с.151]:

"…23-го промахнулась по крупному транспорту из состава конвоя."

[6]:

"Подводная лодка "Щ-422", в 10.29 обнаружила в 3 милях к осту от мыса Нордкин вражеский транспорт, шедший в охранении миноносца и тральщика курсом 290°, со скоростью 8 узлов. Подводная лодка вышла в атаку и в 11.11 произвела с дистанции 11 кб на курсе 190°, считая курс противника 286° и угол встречи 86°, залп тремя торпедами с интервалом 8 сек. После залпа подводная лодка начала циркулировать влево, на отход от противника, погружаясь на глубину. Через 1 мин. 43 сек. после выпуска первой торпеды был слышен взрыв, за ним следующий. В 11.14 вблизи подводной лодки начали взрываться глубинные бомбы. Подводная лодка на глубине 80 м периодически стопорила ход для выслушивания противника. В 11.20 подводная лодка коснулась грунта на глубине 83,5 м, застопорила главные электромоторы и легла на грунт. Взрывы бомб прекратились. Всего было сброшено 15 бомб. В 13.05 шум винтов прекратился. Вражеский транспорт водоизмещением 8000 т, предположительно, был потоплен."

[7, с.111-114]:

"Наконец днем 23 января близ Нордкина вахтенный командир Питерский, подняв перископ, возбужденно доложил:

— Большой транспорт в охранении двух сторожевиков!

Началась атака. С двенадцати кабельтовых пошел четырехторпедный залп. Через полторы минуты все мы явственно услышали два сильных взрыва.

— Привсплывай, командир, посмотрим на нашу работу, — сказал я Малышеву. Но едва тот поднял перископ и сквозь мерцающие линзы увидел неподвижную восьмитысячетонную махину, накренившуюся, окутанную паром, как два страшных взрыва сотрясли лодку.

Погас свет, посыпались пробковая крошка, кусочки краски и стекло разбившихся лампочек. Казалось, неодолимая сила раздирает лодку на части. Горизонтальные рули заклинило. И все мы вдруг почувствовали себя как в скоростном лифте во время спуска — лодка потеряла плавучесть и на восьмидесятипятиметровой глубине ткнулась в грунт. Впечатление было таким, словно получено прямое попадание в районе центрального поста. Вдобавок ко всему прозвучал тревожный доклад:

— В дизельном вода!

Не скрою, в эти долгие и страшные мгновения у меня мелькнула мысль: «Ну все, конец». Да и у меня ли одного? Никому из нас еще не приходилось испытывать бомбежки такой силы и точности. Но воля и стойкость людей имели достаточную закалку. Никто не поддался панике. Говорить о том, что никто не покинул своих мест, — излишне. Ведь с лодки никуда не убежишь, не спрячешься от общей гибели, если она подстережет подводный корабль. Паника, гипноз ужаса могут проявиться здесь в потере самообладания — в беспорядочных, неправильных действиях или в полной пассивности, в неспособности выполнить приказ командира.

Но, повторяю, ничего этого не произошло. Дизелисты загерметизировали отсек, чтобы вода, если ее поступление примет угрожающие размеры, не распространилась по всему кораблю и не лишила его возможности всплыть. Они быстро нашли повреждение во фланце водяной магистрали и устранила его. Вода перестала поступать внутрь лодки.

Когда лодка коснулась грунта, положение уже не казалось мне таким безнадежным. Размер опасности был не столь велик, как почудилось вначале. Решение пришло тут же: остаться на грунте и затаиться. Это пока самый резонный выход. Для того чтобы подвсплыть с грунта, пришлось бы турбонасосом откачивать воду из уравнительной цистерны. Вражеские акустики сказали бы нам за это спасибо. Лучше замолчать, замереть.

Отдаю приказание, чтобы выключили все приборы и механизмы, вплоть до гирокомпаса.

А бомбы продолжают рваться близко. Неужели потек соляр, и мы показываем врагу свое место радужными пятнами на поверхности?! После таких взрывов это не исключено. Если будет так продолжаться, придется искать какой-то другой выход. Торопливо обдумываю возможные варианты дальнейших действий.

Питерский тем временем, стоя за прокладочным столиком, вынимает из коробка спички — по одной после каждого взрыва.

К счастью, после пятнадцатой спички взрывы стали оползать в сторону. Что это, случайность?

— Штурман, здесь есть течение? — спрашиваю Питерского.

— Согласно лоции — узла полтора-два, — докладывает тот.

Обстановка проясняется. Значит, действительно из какой-то топливной цистерны просачивается соляр, но, пока он поднимается на поверхность, течение относит его в сторону. А противник этого не учитывает и бомбит прямо по пятнам. Что ж, нам это на руку. На душе становится легче.

Наблюдаю за людьми. Держатся они прекрасно. Подтянут, спокоен рулевой Камкин. На лице — выражение полнейшей готовности выполнить любой приказ. А ведь он совсем молодой подводник — призвали его на флот уже с началом войны. Правда, за плечами у него мореходное училище, и он умеет делать много больше того, что входит в круг обязанностей обычного рулевого. Камкин помогает штурману в ведении прокладки, определяет место корабля навигационным путем и по светилам. Забегая вперед, скажу, что вскоре он стал штурманом лодки, получил лейтенантское звание. А сейчас он держит свой экзамен на подводника, и держит вполне успешно.

Так же как и Камкин, внешне ничем не выдают своего волнения старшины Волков, Чернобай, Букин да, пожалуй, и все остальные моряки. Хороший подобрался народ на «четыреста двадцать второй»!

Истек третий час нашего лежания на грунте. Питерский уже израсходовал весь свой спичечный коробок. Но и взрывы удалились, они звучат совсем глухо. Наконец все стихает. Гидроакустик не слышит шума винтов. Видно, немцы решили, что прикончили нас, и ушли. Теперь можно и всплыть.

На поверхности действительно никого не оказалось. После всплытия стала ясна действительная картина повреждений, полученных лодкой. Оказалось, что первая серия неприятельских бомб разрушила междубортную булевую цистерну, в которой находилось четырнадцать тонн соляра. В этом же месте была обнаружена здоровая вмятина в прочном корпусе. Наше счастье, что прочный корпус выдержал, иначе мы могли бы навсегда остаться на грунте.

Настроение у всех прямо-таки чудесное. Смех, шутки не смолкают. Это естественная реакция людей на пережитое. Долго сдерживаемое возбуждение прорывается наружу в веселье, снимая непомерную нагрузку с нервов. После страшной передряги жизнь кажется вдвойне прекрасной. Одержанная победа приумножает оптимизм. Корабельные редакторы готовят остроумный, жизнерадостный боевой листок."

[8, с.24]:

"Пл "Щ-422" (капитан 3 ранга Малышев А.К.) трёхторпедным залпом у мыса Нордкин потопила вражеский транспорт водоизмещением 8 тыс. т, следующий в охранении миноносца и тральщика."

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.

[5] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 01-1992.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 24.02.2009.