Лодка

"Щ-421"

3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан 3 ранга Н.А. Лунин

Дата атаки

10.11.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.76]

[2, с.210]

[3, с.19]

Состав конвоя

одиночный транспорт, следующий в восточном направлении

?

(обнаружен в 12.25 на дистанции 35 каб.)

?

Время атаки

12.42

Место атаки

позиция № 2

западнее бухты Воген

70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д.

Квенанген-фьорд

70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д.

70°09' с.ш. / 21°12' в.д.

Цель атаки

транспорт старой постройки (4000 тонн)

транспорт

пароход (4000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

2/?

торп/?

2/?

Дистанция

4 каб.

4-5 каб.

?

Результат атаки

через 45 секунд в перископ наблюдался столб воды и дыма выше мачт, ощущался сильный взрыв; лодка была контратакована кораблем охранения, сбросившим на небольшом от нее удалении 6 глубинных бомб; в результате близких взрывов  повреждена часть освещения, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший танкер "Вайссенбург", транспорт "Магдалена Виннен", большой охотник "Uj 1707"

?

Время атаки

?

11.50

Место атаки

?

71°09' с.ш. / 21°12' в.д.

70°49' с.ш. / 21°12' в.д.

Цель атаки

?

транспорт

"Weissenburg" (6281 брт)

германский пароход "Weissenburg" (6281 брт)

Результат атаки

промах; лодка была контратакована большим охотником "Uj 1707", сбросившим 7 глубинных бомб и получившим небольшие повреждения от взрывов собственных бомб.

промах; сброшено 7 глубинных бомб

промах; одна торпеда прошла за кормой "Weissenburg"


 

Описание атаки из разных источников:

[4, с.29], [5, с.149]:

"…на сле­дующий день выпустил в упор две торпеды в транспорт «Магдалена Виннен». Из-за тума­на и снега условия наблюдения были настоль­ко плохими, что, атакуя, Лунин считал, что имеет дело с одиночным судном, хотя на са­мом деле транспорт шел в составе конвоя и, по зарубежным данным, не пострадал. В свя­зи с этим следует предположить, что увиден­ный командиром «столб воды и дыма выше мачт», в действительности, представлял со­бой очередной снежный заряд. Несколько раз лодка подвергалась преследованиям и непро­должительным бомбардировкам, которые вку­пе с мелкими неисправностями (вышел из строя зенитный перископ, оплавился подшип­ник одного из компрессоров) заставили суб­марину досрочно вернуться в базу."

[6, с.23]:

"Пл "Щ-421" (капитан 3 ранга Лунин Н.А.) у фьорда Квенанген в акустической атаке потопила неприятельский транспорт водоизмещением 4 тыс. т., следовавший в охранении 1 эм и 2 ска."

[7]:

"ПЛ "Щ-421", находясь на позиции в районе о. Брюннилен, перейдя на вест, в третий фьорд, в 10.11 обнаружила мачты ТР, шедшего к выходу из фьорда Квенанген. Одновременно с этим гидроакустикой были обнаружены шумы винтов ЭМ и CKA. Навигационная обстановка была очень сложной, видимость не превышала 5 кб, а проходивший туман временами сокращал её до нуля. В такие моменты командир ПЛ руководствовался исключительно акустическими пеленгами. В 12.06 в перископ был обнаружен груженый ТР противника водоизмещением в 4000 т, шедший курсом 335-340° со скоростью 8 узлов. В 12.42 ПЛ с дистанции 4 кб атаковала ТР двумя торпедами при угле упреждения 10° и угле встречи 85°. Взрыв последовал через 45 сек. После залпа ПЛ подвсплыла на 5 м и была атакована ЭМ противника, который начал сбрасывать на нее глубинные бомбы. Подводная лодка ушла на глубину и отошла от курса ЭМ. Глубинные бомбы не причинили ПЛ существенных повреждений. По окончании атаки с ПЛ наблюдали тонувший ТР и мотоботы, подбиравшие людей. По зарубежным данным безрезультатной атаке подвергся транспорт "Вайсенбург", с него наблюдали прохождение торпед по корме."

[8]:

"После атаки командир направил лодку в Квенанген-фьорд (восточнее о. Арнё), куда она еще не заходила. 10 ноября в условиях плохой видимости были обнаружены мачты транспорта, шедшего к выходу из фьорда. Лунин начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Временами туман скрывал судно, но акустик хорошо слышал шум его винтов. Ориентируясь по акустическим пеленгам и периодически наблюдая цель в перископ, командир сблизился с ней до 4 каб и произвел двухторпедный залп. Через 45 с Лунин увидел в перископ огромный столб воды. Транспорт с креном на левый борт стал погружаться. В это время акустик доложил о приближении миноносца. Вскоре противник начал сбрасывать глубинные бомбы. Лодка выполнила маневр уклонения и, не получив повреждений, благополучно вышла из фьорда."

Крейсерство подводной лодки "Щ-421" в Лоппском море в ноябре 1941 года [8] {2}

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} Место проведения атаки 09.11.1941, указанное на схеме из [8], противоречит всем остальным источникам. Координаты, приведенные в [1, с.76] и [2, с.210] указывают на точку к западу от острова Стьернё.

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.

[5] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 11-1991.

[7] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[8] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 20.04.2008.