Лодка

"Д-3"

1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Ф.В. Константинов {1}

(обеспечивающие –  капитан 3 ранга И.А. Колышкин,

начальник политотдела бригады ПЛ СФ полковой комиссар А.П. Байков)

Дата атаки

11.10.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.91]

[3, с.18]

Состав конвоя

1 транспорт и 1 миноносец, следующие в восточном направлении

1 транспорт и 1 эскадренный миноносец

(обнаружены в 14.08 на дистанции 12-14 кабельтовых)

?

Время атаки

14.26

14.25

Место атаки

позиция № 4

севернее мыса Сейбунес

Конгс-фьорд

Kongsfjord

Цель атаки

транспорт (5000-6000 тонн)

транспорт

пароход (5000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {2}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

8 каб.

6-7 каб.

?

Результат атаки

услышано 2 взрыва; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший транспорт "Георг Л.М. Русс" и танкер "Герман Андерсен"

зарубежных данных нет

Время атаки

?

Место атаки

?

Цель атаки

?

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"После окончания шторма, который пришлось пережидать в районе зарядки батарей, "Д-3" вновь вернулась к норвежскому берегу. Хотя волнение моря снизилось до 5 баллов, частые снежные заряды периодически сокращали видимость до нуля.

В 14.08 при очередном подъеме перископа на дистанции около 3 миль удалось обнаружить 5-6000-тонный транспорт в охранении «миноносца». Волнение моря составляло 5 баллов, порывистый северный ветер гнал по морю густые снежные заряды. Из-за сравнительно большой скорости цели и начальной дистанции "Красногвардейцу" к моменту залпа (14.26) удалось сблизиться лишь на 8 кабельтовых.

Гораздо хуже было то, что расчетный угол встречи составлял примерно 115-120 градусов. Фактически торпеды выпускались вдогонку, что нежелательно даже на малых расстояниях из-за перспективы встречи с кильватерной струей судна – в ней торпеды сбиваются с курса и быстро тонут. Возможно, что именно так все и произошла на этот раз – спустя примерно 1,5-2 минуты после выстрела (по мемуарам, в донесении время отсутствует) на лодке зафиксировали два взрыва. Для прохода торпедами предельной дистанции это время слишком мало, так что они либо попали в кильватерную струю и затонули досрочно, либо при плавании в снежных зарядах лодка сблизилась с берегом больше, чем рассчитывала, и взрывы произошли в результате ударов о скалы. Именно такая трактовка событий напрашивается из сопоставления с КТВ АРК – атака не замечена, а конвой, состоявший из парохода «Георг Л.М. Русс» (2980 брт), танкера «Германн Андерсен» (1171 брт), а также тральщиков «М 29» и «М 17» в 22.15 без потерь прибыл в Киркенес. То, что Константинов наблюдал ровно половину от истинного состава каравана, лишний раз подчеркивает существовавшие погодные условия. В результате, когда в 14.38 субмарина всплыла под перископ, из-за очередного снежного заряда увидеть вообще ничего не удалось. По-видимому, в таком же глупом положении почувствовали себя и немецкие сигнальщики – недалеко от кораблей прогремело два взрыва, а где они произошли, и что стало их причиной, увидеть не удалось!"

[5]:

"ПЛ "Д-3" в районе Конгс-фьорда в перископ обнаружила ТР в полном грузу водоизмещением около 5000 т, шедший на ост в охранении ЭМ. Подводная лодка вышла на него в атаку носовыми аппаратами и в 14.26 выпустила с дистанции 8 кб три торпеды с интервалами 10 сек. Последовали два взрыва. В 14.38 нашел снежный заряд, и ПЛ не могла наблюдать гибель ТР, который считался потопленным. В иностранных источниках факт атаки не зафиксирован."

[6, с.16]:

"Пл "Д-3" (капитан-лейтенант Константинов Ф.В.) в районе Конгсфьорда трёхторпедным залпом атаковала и потопила транспорт противника водоизмещением около 5 тыс. т в охранении эсминца."

[7, с.56]:

"Шторм начал стихать 11 октября. Но снежные заряды идут один за другим, уменьшая и без того небольшую видимость почти до нуля. Очередной заряд как раз и помешал нам посмотреть на результаты своего труда: днем мы атаковали транспорт на пять тысяч тонн водоизмещением, выпустив по нему три торпеды. Через полторы минуты после залпа все в лодке явственно услышали два взрыва. Акустик доложил, что шум винтов прекратился. А когда мы всплыли, все вокруг было окутано непроницаемой снежной мглой. Заряд вскоре прошел. Море вокруг было пустынным. Произошло это около Конгс-фиорда."

[8, с.15]:

"Октябрьские дни принесли с собой устойчивую непогоду, море штормило почти ежедневно. Заметное улучшение наступило только 11 октября. В этот день лодка находилась в районе Конгс-фьорда. Видимость была плохой, и поэтому особенно неожиданной оказалась команда дежурившего у перископа лейтенанта Б. Донецкого:

– Боевая тревога! По пеленгу 286 градусов – большой транспорт в сопровождении миноносца.

Из трех выпущенных нами торпед взорвались две. Но и их оказалось достаточно, чтобы уничтожить сухогруз водоизмещением 5-6 тыс. т. Почему лодка не подверглась бомбометанию со стороны вражеского миноносца, сказать трудно. Может быть, его командир посчитал, что транспорт погиб, подорвавшись на мине, а возможно, гитлеровцы бросились спасать экипаж тонущего парохода."

[9]:

"Вскоре погода испортилась. Море штормило почти каждый день. Некоторое улучшение погоды наступило только 11 октября. В этот день после полудня лодка находилась в районе Конгс-фьорда. Видимость, правда, была еще плохой из-за снежных зарядов. Командир дивизиона и командир лодки находились в штурманской рубке и прикидывали, куда бы направиться для поиска противника, когда старший лейтенант Донецкий, стоявший у перископа, скомандовал:

– Боевая тревога! По пеленгу двести восемьдесят шесть вижу большой транспорт в охранении миноносца.

Колышкин и Константинов бросились в боевую рубку, а Донецкий, передав рукоятки перископа командиру лодки, помчался в первый отсек.

– Да! Это штука, – протянул Колышкин, когда командир уступил ему место у перископа. – Смотри не промахнись. Если мы его стукнем, то он окупит сорванную последнюю атаку. Ну-ка, командир, всыпь фашистам за родную Москву!

Из трех выпущенных по транспорту торпед взорвались две. Вражеский сухогруз водоизмещением 5-б тысяч тонн отправился на дно. Налетевший снежный заряд не позволил пронаблюдать предсмертную агонию фашистского судна, но его гибель подтвердил акустик, который доложил, что после взрыва торпед шум винтов транспорта прекратился. Почему немецкий миноносец не сбросил глубинные бомбы на подводную лодку, сказать трудно. Может быть, его командир посчитал, что транспорт погиб от подрыва на мине, а может быть, он занялся спасением экипажа тонущего судна."

Схема торпедной атаки подводной лодки "Д-3" 11.10.1941 [4]

Примечания:

{1} В [3, с.18] фамилия командира лодки ошибочно указана как Константинович.

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.

[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 10-1991.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

[9] Константинов Ф.В. – Под холодными волнами. – М.: 1971.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 29.11.2008.