военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «Л-4» 05.10.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «Л-4»
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «Л-4» 05.10.1941

05.10.1941 подводная лодка «Л-4» (командир – капитан-лейтенант Поляков Е. П.) из состава 1-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота прибыла на позицию № 4 в район Мангалии для постановки минного заграждения.

В 08.00 определив своё место, командир лодки получил невязку по курсу 5 миль.

В 08.26 координаты местонахождения «Л-4» были уточнены по береговым ориентирам. Поляков принял решение пройти в северном направлении для для дальнейшего уточнения своего места и разведки «на себя».

В 09.25 по пеленгу 340° был обнаружен катер-охотник, а по пеленгу 19° – ещё два катера. Слышна была пулемётная очередь. Лодка ушла на глубину.

В 09.31 были слышны два взрыва глубинных бомб.

В 09.33 «Л-4» легла на грунт.

Предполагая, что катера-охотники обеспечивают подготовку прохождения надводных кораблей, командир «Л-4» в 10.46 принял решение всплыть под перископ и по пеленгу 20° обнаружил на горизонте буксир. Лодка легла на курс 215°, следуя в район постановки мин.

В 11.12 Поляков ещё раз определил своё место.

В 11.20 на дистанции 20 кабельтовых был обнаружен силуэт корабля. «Л-4» начала маневрирование для выхода в атаку. При открытии крышек торпедных аппаратов заел волнорез № 3. В приближающемся корабле был опознан эскадренный миноносец типа «Фердинанд».

В 11.23 эсминец прошёл линию прицеливания, но подводная лодка не произвела торпедный залп из-за неготовности аппарата № 3.

В 11.25 «Л-4» снова легла на курс 215°.

В 11.33 Поляков обнаружил поворот эскадренного миноносца влево, лодка начала циркуляцию для атаки.

В 11.35 с дистанции 14 кабельтовых «Л-4» произвела из подводного положения двухторпедный залп при угле упреждения 27° и угле встречи 110°. После залпа подводная лодка получила дифферент на корму и всплыла на глубину 4 метра. По корме был обнаружен один катер противника, ещё два катера находились по носу лодки. «Л-4» легла на курс 215° с уходом на глубину 20 метров. Все 6 торпедных аппаратов были приготовлены к выстрелу.

В 11.40 противник сбросил 3 глубинные бомбы, в 11.44 – ещё 4 бомбы.

В 11.45 «Л-4» легла на грунт на глубине 34 метра.

В 12.15 лодка всплыла на глубину 20 метров и продолжила следование в район постановки минного заграждения.

В 12.42 «Л-4» легла на курс 72° для постановки мин.

В 12.45 были услышаны 3 взрыва глубинных бомб, в 12.50 – взрыв ещё одной бомбы, в 12.51 и в 13.05 – ещё по одному взрыву, после чего подводная лодка легла на грунт.

Через некоторое время «Л-4» всплыла на глубину 20 метров и в 13.39{1} приступила к постановке минного заграждения.

По зарубежным данным, торпедной атаке подводной лодки «Л-4» подвергся румынский эскадренный миноносец «Regina Maria»{2}. Торпеды прошли за кормой эсминца, идущего сложным зигзагом, после чего румынский корабль контратаковал лодку глубинными бомбами. Кроме «Regina Maria» в районе атаки находился румынский отряд боевых кораблей, вышедший утром из Констанцы для постановки минного заграждения «S-12». В состав отряда входил минный заградитель «Regele Carol I»{3} и корабли обеспечения (миноносцы «Smeul»{4} и «Sborul»{5}, канонерские лодки «Sublocotenent Ghiculescu Ion»{6} и «Căpitan Dumitrescu Constantin»{7} и три буксира). Несмотря на полученное от эсминца донесение об обнаружении советской подводной лодки минное заграждение было выставлено между 14.46 и 14.58.

Схема торпедной атаки «Л-4»
Схема торпедной атаки подводной лодки «Л-4»
(показанное на схеме румынское минное заграждение «S-12»
поставлено 05.10.1941 между 14.46 и 14.58). [4]


Примечания

{1} В большинстве источников считается, что «Л-4» начала постановку минного заграждения в 13.39; согласно донесению[4] командира подводной лодки – в 13.40.

{2} Эскадренный миноносец «Regina Maria» был заложен в 06.1927 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия). 02.03.1929 спущен на воду. В 09.1930 вступил в состав ВМС Румынии. Во время Второй мировой войны эсминец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 эскадренный миноносец «Regina Maria» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Летучий». 03.07.1951 возвращён Румынии, где получил обозначение «D-21». С 1955 года – «D-11». В 1959 году исключён из состава ВМС Румынии.

Румынский эскадренный миноносец «Regina Maria» Румынский минный заградитель «Regele Carol I»
Румынский эскадренный миноносец «Regina Maria» Румынский минный заградитель «Regele Carol I»

{3} В 1898 году на верфи «Fairfield Shipbuilding and Engineering Co Ltd» (г. Глазго, Великобритания) по заказу румынского правительства был построен товаро-пассажирский пароход «Regele Carol I». В 1911 году прошёл капитальный ремонт. В 09.1916 судно было передано правительством Румынии России. В 10.1916 пароход прибыл в Севастополь и 16.11.1916 в качестве посыльного судна (использовалось также в качестве авиатранспорта вошёл в состав Черноморского флота под названием «Король Карл». Будучи переоборудованным для несения на борту гидроаэропланов, судно использовалось также как авиатранспорт. «Король Карл» участвовал в Первой мировой войне, 16.12.1917 перешёл на сторону Советской власти. 19.02.1918 был передан в распоряжение Верховной автономной коллегии Совнаркома по русско-румынским делам, получив наименование «Иоанн Роатэ». В 03.1918 пароход был захвачен в Батуми грузинскими властями и вскоре возвращён Румынии, где получил прежнее название «Regele Carol I». В 1941 году был переоборудован в минный заградитель. 10.10.1941 «Regele Carol I» затонул в точке с координатами 43°10,4' с.ш. 28°00,6' в.д. (район Варны) в результате подрыва на мине, выставленной советской подводной лодкой «Л-4» (или «Л-5»).

{4} 17.11.1913 на верфи «Ganz & Co Danubius» (г. Порто Ре, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 83F» (стапельный номер – 52).

Румынский миноносец «Smeul»
Румынский миноносец «Smeul»

07.11.1914 корабль был спущен на воду. 21.07.1915 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 83». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Smeul». Модернизирован в 1926-1927 гг. Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 миноносец «Smeul» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота как сторожевой корабль. 20.10.1944 переименован в «Торос». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году прошёл модернизацию и был введён в состав ВМС Румынии под прежним наименованием «Smeul». С 1954 года имел обозначение «E-1». Исключён в 1958 году (по другим данным – в 1959 году) и в 1960 году разобран на металл.

{5} 06.02.1914 на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» (г. Триест, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 81T» (стапельный номер – 473). 06.08.1814 корабль был спущен на воду. 02.12.1914 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 81». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Sborul» (бортовая литера «Sb»). Модернизирован в 1926-1927 гг. Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. 27.08.1944 миноносец «Sborul» захвачен советскими войсками в Сулине, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота как сторожевой корабль. 20.10.1944 переименован в «Муссон». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году прошёл модернизацию и был введён в состав ВМС Румынии под прежним наименованием «Sborul». С 1954 года имел обозначение «E-2». Исключён в 1958 году (по другим данным – в 1959 году) и в 1960 году разобран на металл.

Румынский миноносец «Sborul»
Румынский миноносец «Sborul»

{6} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была заложена канонерская лодка «Mignonne». В 1917 году корабль был спущен на воду и в том же году вошёл в состав ВМС Франции. В 1920 году «Mignonne» продали Румынии, где его переименовали в «Sublocotenent Ghiculescu Ion» (бортовая литера «Gh»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Sublocotenent Ghiculescu Ion» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Ангара». 12.10.1945 канлодку возвратили Румынии. Под наименованиями «Ion Ghiculescu», «D-62», «DB-1» и «NDD-113» корабль находился в составе румынских ВМС до 1980-х гг.

Канонерская лодка «Mignonne» («Sublocotenent Ghiculescu Ion») Канонерская лодка «Аракс» («Căpitan Dumitrescu Constantin»)
Французская канонерская лодка «Mignonne»
(в ВМС Румынии – «Sublocotenent Ghiculescu Ion»)
Советская канонерская лодка «Аракс»
(в ВМС Румынии – «Căpitan Dumitrescu Constantin»)

{7} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была построена для ВМС Франции канонерская лодка «Impatiente». В 1920 году корабль продали Румынии, где его переименовали в «Căpitan Dumitrescu Constantin» (бортовая литера «Dm»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Căpitan Dumitrescu Constantin» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Аракс». 10.01.1945 «Аракс» подорвался на мине в Одесском порту и затонул. Вскоре канонерскую лодку подняли, но ввиду невозможности восстановления исключили из списков ВМФ и сдали на слом.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 18.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 370.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 105.

[4] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. – С. 114.

Дата последнего изменения: 29.07.2010.