Лодка

"Д-3"

1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Ф.В. Константинов {1}

(обеспечивающие –  капитан 3 ранга И.А. Колышкин,

начальник политотдела бригады ПЛ СФ полковой комиссар А.П. Байков)

Дата атаки

30.09.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.91]

[3, с.17]

Состав конвоя

одиночный транспорт, следующий в восточном направлении (рядом находился одиночный транспорт, следующий в западном направлении)

2 транспорта

(обнаружены в 14.07)

2 транспорта, следующие в восточном направлении

Время атаки

13.57

13.55

Место атаки

позиция № 4

севернее Омганга

Тана-фьорд

Tanafjord

Цель атаки

транспорт (2000-3000 тонн)

транспорт

пароход (3200 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {2}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

8-9 каб.

8-10 каб.

?

Результат атаки

достоверной информации о взрывах нет; через 5 минут в перископ транспорт не обнаружен; преследования не было

промах

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

зарубежных данных нет

Время атаки

Место атаки

Цель атаки

Результат атаки


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"Третья торпедная атака может восприниматься как развитие предыдущих. На это раз были обнаружены два небольших одиночных транспорта, расходившихся контркурсами. Над ними кружил самолет. В качестве цели избрали судно водоизмещением 2000-3000 тонн, шедшее в направлении Киркенеса. Далее все разыгрывалось как по нотам: сближение, выход на носовые курсовые углы и в 13.57 трехторпедный залп по расчетам из английских таблиц с временным интервалом в 10 секунд. Сведенья о том, слышали ли подводники взрыв, в различных документах противоречивы. В боевом донесении информация по этому поводу попросту отсутствует, а в мемуарах Константинов уточняет: «После залпа, когда все замерли, ожидая взрыва торпед, в центральном посту прорвало магистраль воздуха высокого давления. Вырываясь под большим давлением, он издавал пронзительный свистящий шум, от которого больно резало в ушах. Из-за этого шума взрыва торпед никто не слышал».[9, с.71]

В 14.02 подняли перископ, в который обнаружили лишь корму транспорта, идущего в западном направлении. Но где гарантия, что им не было только что атакованное судно, которое, обнаружив перископ, воздушный пузырь или торпедный след, легло на обратный курс? То, что наблюдался только один транспорт, тоже ни о чем не говорит. Сразу после залпа лодка повернула на восток, в то время, как изначально шедшее на запад судно могло попросту выйти за пределы весьма переменчивой видимости. По крайней мере, именно такая трактовка событий напрашивается из КТВ АРК, где нет информации ни о движении одиночных немецких судов, ни о потоплениях, ни о замеченных торпедных атаках. Вполне возможно, что одна из трех торпед могла поразить цель, если бы не 5-метровая установка глубины, но в реальности ей пришлось пройти под корпусом судна."

[5]:

"ПЛ "Д-3" у входа в Тана-фьорд обнаружила танкер, шедший в охранении самолета курсом ост, и ТР, шедший на вест. Подводная лодка вышла в атаку по ТР и в 13.55 произвела выстрел тремя торпедами с дистанции 8-10 кб с интервалом в 10 сек. Был слышен один взрыв. ТР противника был потоплен. В иностранных источниках факт атаки не зафиксирован."

[6, с.30]:

"Пл "Д-3" у входа в Тана-фьорд трёхторпедным залпом потопила транспорт неприятеля."

[7, с.53-54]:

"Около 14 часов 30 сентября всех нас поднял с мест возглас вахтенного центрального поста капитан-лейтенанта Соколова:

– Два транспорта идут встречными курсами!

Действительно, кабельтовых в двадцати я увидел два судна, идущие в охранении самолетов навстречу друг другу.

– Давай, командир, действуй!

Константинов занял место у перископа. Лодка легла на боевой курс. Через десять минут прозвучало «Пли!», и корабль вздрогнул от трехторпедного залпа. Чтобы не выскочить на поверхность, механик Челюбеев принял балласт в цистерну быстрого погружения. Боцман не удержал лодку под перископом, и она нырнула на глубину. Пронаблюдать, как пошли торпеды, не удалось. Не услышали мы и взрыва. Но когда десять минут спустя подвсплыли, то увидели лишь один транспорт – тот, что шел курсом на запад. Он резко отвернул к берегу. Судна, шедшего на восток, – его Константинов избрал объектом атаки – на поверхности не было. Над тем местом, где мы видели его в последний раз, кружили самолеты."

[8, с.13, 15]:

"30 сентября лодка крейсировала в непосредственной близости от берега, и вахтенные внимательно осматривали фьорды в поисках объекта для атаки. Наконец удача! С центрального поста следует доклад: "Вижу два транспорта".

Сыграли боевую тревогу. Командир посмотрел в перископ и кроме двух судов увидел еще два самолета, шедших на небольшой высоте по курсу охраняемых ими транспортов.

"Красногвардеец" лег на курс атаки. В первом отсеке готовили к выстрелу три торпеды. Когда последний раз подняли перископ, фашистский самолет находился прямо над нами. Похоже, он не заметил нас, и через несколько секунд один из транспортов был пущен на дно. Второй, к сожалению, уклонился от торпед и скрылся в районе Тана-фьорда, сопровождаемый все теми же самолетами."

[9, с.71]:

"Прошло почти двое суток. "Красногвардеец" маневрировал в непосредственной близости от берега, внимательно осматривал даже небольшие фьорды. Чтобы увеличить вероятность встречи с конвоями противника, ночью не стали уходить в район для зарядки батарей, а производили ее прямо на боевой позиции. Но и это не помогло. Пустынные просторы моря действовали угнетающе.

– Наверное, у них не хватает эскортных кораблей, – высказал свое предположение стоявший на вахте у перископа старший лейтенант Соколов, а примерно через десять минут он возбужденно доложил:

– Вижу два судна. Идут встречными курсами.

– Боевая тревога! – понеслось по отсекам.

Краснофлотец, стоявший на вахте в центральном посту, еле успевал записывать в вахтенный журнал доклады командире отсеков. Когда командир "Д-3" посмотрел в перископ, то кроме двух судов он увидел и два противолодочных самолета типа «Арадо», барражировавших на небольшой высоте. Они буквально висели над морем и, как прожорливые чайки, высматривали свою добычу. Колышкин посоветовал командиру лодки реже пользоваться перископом. При этом он добавил:

– Надо полагать, что период морских прогулок для гитлеровцев закончился. Получив ощутимые удары от нашего «полностью уничтоженного» Геббельсом Северного флота, они от самостоятельных переходов транспортов начинают переходить к системе конвоев. В дальнейшем следует ожидать значительного увеличения числа эскортных кораблей на каждую охраняемую единицу.

Еще в период перезарядки торпедных аппаратов старшина 2-й статьи Александр Заборихин на густой тавотной смазке торпед вывел: «За Родину!», «За Москву!».

Старший лейтенант Соколов сидел на разножке и, сгорбившись, сосредоточенно производил расчеты по таблицам торпедной стрельбы. Их результаты – необходимый для атаки боевой курс и скорость хода – он передал командиру лодки, а тот отдал соответствующие команды рулевому и электрикам, стоявшим у станции главных электромоторов. Когда последний раз был поднят перископ, фашистский самолет находился прямо над подводной лодкой. До выпуска торпед оставались считанные секунды, поэтому опускать перископ было рискованно: можно было пропустить цель и сорвать атаку. Пришлось идти на риск и следовать с поднятым перископом, пока точка прицеливания – капитанский мостик фашистского транспорта – не подошла к перекрестью нитей перископа.

После залпа, когда все замерли, ожидая взрыва торпед, в центральном посту прорвало магистраль воздуха высокого давления. Вырываясь под большим давлением, он издавал пронзительный свистящий звук, от которого больно резало в ушах. Из-за этого свиста взрыва торпед никто не слышал. Взрывов глубинных бомб тоже не было. Значит, «Арадо» не обнаружил советской подводной лодки. Подвсплыв на перископную глубину, командир лодки, комдив и старший помощник Соколов увидели корму только одного транспорта, уходившего по направлению к Тана-фьорду, над ним кружили два самолета."

Схема торпедной атаки подводной лодки "Д-3" 30.09.1941 [4]

Примечания:

{1} В [3, с.17] фамилия командира лодки ошибочно указана как Константинович.

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.

[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 9-1991.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

[9] Константинов Ф.В. – Под холодными волнами. – М.: 1971.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 29.11.2008.