Лодка

"Д-3"

1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Ф.В. Константинов {1}

(обеспечивающие –  капитан 3 ранга И.А. Колышкин,

начальник политотдела бригады ПЛ СФ полковой комиссар А.П. Байков)

Дата атаки

26.09.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.9-10]

[2, с.91]

[3, с.17]

Состав конвоя

одиночный транспорт,  следующий в восточном направлении

одиночный транспорт

(обнаружен в 11.15 на дистанции 10-11 кабельтовых)

?

Время атаки

11.21

11.25

Место атаки

позиция № 4

Конгс-фьорд

Конгс-фьорд

Kongsfjord

Цель атаки

транспорт (1500-2000 тонн)

транспорт

пароход (2000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {2}

торп/ви

2/?

торп/?

2/?

Дистанция

10 каб.

6-7 каб.

?

Результат атаки

через 2 минуты услышан 1 взрыв; в 11.30 цель в перископ не обнаружена; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

зарубежных данных нет,

по-видимому, атаковано норвежское судно

зарубежных данных нет

Время атаки

Место атаки

Цель атаки

Результат атаки


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"Утром 26-го на третьи сутки нахождения на позиции состоялся первый боевой контакт с противником. При очередном подъеме перископа, который на лишенной гидроакустики лодке производился с интервалом в 15 минут, вахтенным офицером (по воспоминаниям Константинова Ф.В. это сделал командир БЧ-5 Челюбеев) был обнаружен одиночный транспорт водоизмещением (во всех случаях наши командиры определяли водоизмещение, а не вместимость судов) 1500-2000 тонн. Дальнейший ход атаки хорошо виден из прилагаемой схемы. К ней стоит добавить лишь то, что единственный взрыв, а он мог принадлежать только одной из двух выпущенных торпед, прозвучал спустя две минуты после залпа. За такое время установленная на режим дальности 4000 м торпеда 53-38 успевала пройти 14,8 кабельтова, в то время, как перед выстрелом командир определил в перископ дистанцию до цели в 5 кабельтовых. В конечном итоге при написании боевого донесения Константинов написал компромиссную цифру «10».

Любопытен и другой факт: в донесении указано, что «через 7 минут при осмотре горизонта транспорта не обнаружено», что далеко не то же самое, по сравнению со строчкой из мемуаров Константинова«Все сожалели, что налетевшие снежные заряды не позволили увидеть в перископ результат ратного труда». Но был ли этот результат?

Специальный циркуляр Минно-торпедного управления ВМФ № 023, в котором разрешалось производить установку торпед на глубину менее 2 метров вышел лишь 29 сентября 1941 г., а до этого времени все подводные лодки имели значительно большую установку глубины хода торпед. Такими торпедами нельзя было поразить судно вместимостью не более 200 брт, а именно такой пароходик, по-видимому, и атаковала «Д-3». Отсутствие успеха подтверждается и посредством КТВ АРК. Правда, если быть точным, то там нет не только данных о потоплении какого-либо судна, но и вообще зафиксированной атаки советской подводной лодки! Нет данных и о переходе каких-либо одиночных немецких судов через позицию «Красногвардейца». Из всего этого можно сделать лишь один вывод – безуспешному нападению подверглось норвежское каботажное судно, а взрыв торпеды произошел при ударе о прибрежные скалы, либо каменистое дно."

[5]:

"ПЛ "Д-3", находясь на позиции в районе Конгс-фьорда под перископом, в 11.15 обнаружила по пеленгу 208° на дистанции 18 кб ТР с грузом водоизмещением около 2000 т, шедший без охранения курсом ост со скоростью около 12 узлов. В 11.21 ПЛ вышла в атаку и произвела с дистанции 10 кб залп двумя торпедами с интервалом 10 сек., при угле упреждения 10,5° и угле встречи 90°. Через 2 мин. был слышен взрыв. ТР считался потопленным. В иностранных источниках факт атаки не зафиксирован."

[6, с.28]:

"Пл "Д-3" в р-не Конгс-фьорда потопила транспорт водоизмещением около 2000 т."

[7, с.50]:

"Наступило 26 сентября. Погода для нас подходящая. Волна не очень сильная, видимость переменная, временами налетают снежные заряды. По крайней мере, оставленные нами пятна на воде не так просто рассмотреть.

Часов в 10 утра у входа в Тана-фиорд мы вдруг обнаружили два мотобота. Видно, неспроста они тут. И правда, через час показался небольшой, тысячи на две тонн, транспорт. Боевая тревога! Моряки срываются с мест. На койках остаются лишь раскрытые книги: дочитываться они будут после атаки.

Все готово к бою. С короткой дистанции выпускаем две торпеды. И через минуту слышим, как одна из них взорвалась. Осмотр в перископ подтвердил: транспорта на поверхности нет."

[8, с.12-13]:

"Спустя четверо суток на подходе к Тана-фьорду произошла наша первая встреча с неприятельскими судами. Вначале обнаружили два небольших мотобота, а потом небольшой транспорт водоизмещением примерно 2 тысячи тонн.

По отсекам разнеслась пронзительная трель колоколов громкого боя. Боевая тревога! На полном ходу мы сближались с фашистским транспортом. В первый отсек было отдано приказание приготовить торпедные аппараты к выстрелу. Буквально через несколько минут стрелка торпедного телеграфа резко метнулась и остановилась сначала на слове "товсь", а затем – на команде "пли!". Корпус лодки вздрогнул, а носовая часть устремилась вверх. Но боцман С.И. Нерещет быстро переложил горизонтальные рули на погружение и удержал "Д-3" на заданной глубине.

Прошло около двух минут томительного ожидания. И когда корпус дрогнул от резкого металлического звука, напряжение моментально сменилось оживлением – это были взрывы выпущенных торпед. И конечно, больше всех радовались торпедисты…"

[9]:

"Только спустя четверо суток на подходе к Тана-фьорду встретили первый фашистский транспорт. Это было 26 сентября 1941 года. Около 11.00 были обнаружены два небольших мотобота, а вскоре в поле зрения перископного глазка стал вползать транспорт водоизмещением около 2 тысяч тонн.

Первым транспорт обнаружил Борис Алексеевич Челюбеев. Большую часть времени он проводил в центральном посту и отлучался в другие отсеки только для осмотра своего обширного хозяйства и в тех случаях, когда требовалась его консультация при ремонтных работах. Не упускал он случая взглянуть через глазок перископа на внешний мир. Обращаясь к вахтенному командиру, он обычно говорил одну и ту же фразу:

 У тебя, наверное, глаза устали от напряжения. Дай взглянуть на белый свет.

На этот раз Челюбееву повезло. Как только раздался его возглас: «Вижу корабль!»  по отсекам разнеслись пронзительные звуки колоколов громкого боя. Все заняли свои места по боевой тревоге. В лодке, как обычно в этом случае, наступила тишина. Все молча выполняли различные манипуляции у приборов и механизмов и по возможности старались послушать, что говорилось об обстановке на поверхности моря.

«Красногвардеец» лежал на курсе атаки и сближался с фашистским транспортом. В первый отсек по переговорной трубе и телефону полетела команда о приготовлении торпедных аппаратов к выстрелу. Когда умелые руки торпедистов привели торпеды в боевое положение, старший лейтенант Донецкий доложил в центральный пост:

 Торпедные аппараты к выстрелу готовы!

Вскоре стрелка торпедного телеграфа резко метнулась и остановилась на слове «Товсь». Эту команду отрепетовали по переговорной трубе. Напряжение в лодке еще больше возросло. Наконец стрелка электрического торпедного телеграфа снова дрогнула и замерла на команде «Пли».

Корпус «Красногвардейца» вздрогнул. Носовая часть лодки устремилась вверх, но мичман Нещерет своевременно переложил горизонтальные рули на погружение и удержал корабль на заданной глубине. Ему в этом деле хорошо помог старшина группы трюмных Проничев, как жонглер управлявший многочисленными клапанами воздушных и водяных магистралей.

Прошло около двух минут томительного ожидания, пока корпус лодки не ощутил на себе взрывы выпущенных торпед. Создалось впечатление, будто где-то очень близко лопнула труба или какой-то сосуд.

 Слышим взрыв торпеды  донеслось почти одновременно из нескольких отсеков.

Напряжение моментально сменилось оживлением. Больше всех ликовали торпедисты. Первая победа в битве под водой была одержана. Все сожалели, что налетевшие снежные заряды не позволили увидеть в перископ результат ратного труда. Но это нисколько не омрачило всеобщего приподнятого настроения."

Схема торпедной атаки подводной лодки "Д-3" 26.09.1941 [4]

Примечания:

{1} В [3, с.17] фамилия командира лодки ошибочно указана как Константинович.

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.

[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 9-1991.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

[9] Константинов Ф.В. – Под холодными волнами. – М.: 1971.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 04.11.2008.