военно-морской флаг СССР

Торпедная атака подводной лодки «С-34» 07.09.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедной атаки подводной лодки «С-34» 7 сентября 1941 года
Район торпедной атаки, выполненной
подводной лодкой «С-34» 07.09.1941

Днём 07.09.1941 подводная лодка «С-34» (командир – капитан 3 ранга Хмельницкий Я. М.) из состава 2-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 12 в районе мыса Шаблер. В 11.19 в точке с координатами 43°31,9' с.ш. 28°41,0' в.д. на дистанции 60 кабельтовых по пеленгу 105° был обнаружен отряд румынских боевых кораблей (эскадренные миноносцы «Марешти» и «Король Фердинанд», миноносец «Налука», две канонерские лодки типа «Стихи» и малый вооружённый буксир), сопровождаемый двумя самолётами (двухмоторные монопланы). Противник шёл сложным незакономерным зигзагом при больших углах отворота, имея генеральный курс 240° и скорость 10 узлов. Строй кильватера составляли канонерские лодки и буксир, шедший концевым. На носовых курсовых углах ордера находились эскадренные миноносцы «Марешти» и «Король Фердинанд», на кормовых – миноносец «Налука».

В 11.20 Хмельницкий объявил боевую тревогу и начал маневрировать для атаки эскадренного миноносца «Марешти». В 11.40 эсминец полным ходом повернул на лодку, пытаясь протаранить её (по-видимому, из полного штиля субмарина была заблаговременно обнаружена противником). В 11.41 «эска» уклонилась от тарана уходом на глубину на дистанции 5 кабельтовых от «Марешти».

В 11.50 командир лодки всплыл под перископ и начал выходить в атаку на ближайшую канонерскую лодку типа «Стихи».

В 13.30 Хмельницкий заметил намерение эскадренного миноносца «Король Фердинанд» таранить лодку. «С-34» уклонилась от тарана уходом на глубину 20 метров: в 13.32 над лодкой был слышен шум винтов.

В 13.40 субмарина всплыла и начала атаку буксира.

В 13.50 на эсминце «Король Фердинанд» был замечен двухфлажный сигнал, по которому весь отряд кораблей повернул на новый галс в направлении атакующей подлодки. Над местом нахождения субмарины неприятельский самолёт сделал вираж. В 13.54 «С-34» уклонилась от атакующих кораблей уходом на глубину 20 метров: через минуту по носу и по корме был слышен шум винтов.

В 14.07 Хмельницкий снова всплыл под перископ и продолжил атаку буксира, идущего прежним курсом.

В 14.24, непосредственно перед залпом, буксир отвернул от подводной лодки, приведя её на свой курсовой угол 140°. Командир подлодки был вынужден отказаться от выстрела.

В 14.37 «С-34» вышла в атаку на эскадренный миноносец «Король Фердинанд», который находился в 11 кабельтовых на курсовом угле 45° правого борта.

В 14.39 на дистанции 10 кабельтовых по курсовому углу 100° был замечен эскадренный миноносец «Марешти», идущий на лодку.

В 14.41 «С-34» произвела из подводного положения торпедную атаку, прицельно выпустив по эсминцу «Король Фердинанд» с дистанции 7 кабельтовых одну торпеду с установкой глубины хода 1 метр при угле упреждения 20° и угле встречи 90° (скорость цели – 16 узлов). Выйти на более короткую дистанцию не удалось из-за угрожающего тараном «Марешти» – в 14.42 он наблюдался в непосредственной близости от лодки, в перископ без увеличения были видны на носу эсминца люди, указывающие руками на местоположение субмарины и торпеду. После торпедного выстрела подлодка всплыла на глубину 6 метров, после этого «Король Фердинанд» круто отвернул от торпеды на «С-34» и увеличил скорость. Срочным погружением на 20 метров и послезалповым маневрированием Хмельницкий уклонился от тарана. Вблизи от лодки взорвались 3 глубинные бомбы, не причинивших субмарине серьёзных повреждений (вышло из строя несколько предохранителей цепи освещения, было повреждено несколько листов обшивки на надстройке). Командир лодки увеличил глубину до 70 метров и взял курс на запасную позицию, ведя лодку зигзагами на малом ходу (аккумуляторная батарея к этому времени была уже практически разряжена). В течение 10 минут над «С-34» были слышны шумы винтов, а в 15.10 последовательно взорвались на большом удалении ещё три глубинные бомбы с промежутками между взрывами в одну минуту.

В 17.30 подводная лодка всплыла под перископ: на горизонте, кроме двух дымков в направлении Варны, никого не было.

По данным противника, 07.09.1941 из Констанцы в Варну для встречи итальянских танкеров вышли румынские канонерские лодки «Sublocotenent Ghiculescu Ion»{1} и «Căpitan Dumitrescu Constantin»{2} в сопровождении миноносцев «Sborul»{3}, «Năluca»{4} и вооружённого буксира «Basarabia». Кроме того, из Констанцы вышли эскадренные миноносцы «Regele Ferdinand»{5} и «Mărăşti»{6}, которые оказались на позиции «С-34» одновременно с другими кораблями. Канонерские лодки производили разведывательное траление прибрежного фарватера. На траверзе мыса Шаблер канонерская лодка «Căpitan Dumitrescu Constantin» неожиданно с дистанции 3-5 кабельтовых была атакована подводной лодкой, выпустившей две торпеды (некоторые наблюдали даже три торпеды). Канлодка отвернула, и торпеды прошли в 100 метрах по носу.

Через некоторое время румыны обнаружили ограждение рубки подвсплывшей лодки. Личный состав впервые увидел след торпеды и настолько растерялся, что стрельбу по субмарине открыли только из пулемётов, забыв о наличии артиллерии. По сигналу «подводная лодка противника» миноносец «Năluca» вышел в точку предполагаемого нахождения подлодки и сбросил несколько глубинных бомб, причём одна из них не взорвалась, так как из-за растерянности была сброшена с чекой на взрывателе.

Примечания

{1} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была заложена канонерская лодка «Mignonne». В 1917 году корабль был спущен на воду и в том же году вошёл в состав ВМС Франции. В 1920 году «Mignonne» продали Румынии, где его переименовали в «Sublocotenent Ghiculescu Ion» (бортовая литера «Gh»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Sublocotenent Ghiculescu Ion» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Ангара». 12.10.1945 канлодку возвратили Румынии. Под наименованиями «Ion Ghiculescu», «D-62», «DB-1» и «NDD-113» корабль находился в составе румынских ВМС до 1980-х гг.

Канонерская лодка «Mignonne» («Sublocotenent Ghiculescu Ion») Канонерская лодка «Аракс» («Căpitan Dumitrescu Constantin»)
Французская канонерская лодка «Mignonne»
(в ВМС Румынии – «Sublocotenent Ghiculescu Ion»)
Советская канонерская лодка «Аракс»
(в ВМС Румынии – «Căpitan Dumitrescu Constantin»)

{2} В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) была построена для ВМС Франции канонерская лодка «Impatiente». В 1920 году корабль продали Румынии, где его переименовали в «Căpitan Dumitrescu Constantin» (бортовая литера «Dm»). Во время Второй мировой войны канонерская лодка принимала участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Căpitan Dumitrescu Constantin» был захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 вошёл в состав Черноморского флота. 20.10.1944 канонерка получила название «Аракс». 10.01.1945 «Аракс» подорвался на мине в Одесском порту и затонул. Вскоре канонерскую лодку подняли, но ввиду невозможности восстановления исключили из списков ВМФ и сдали на слом.

{3} 06.02.1914 на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» (г. Триест, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 81T» (стапельный номер – 473). 06.08.1814 корабль был спущен на воду. 02.12.1914 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 81». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Sborul» (бортовая литера «Sb»). Модернизирован в 1926-1927 гг. Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. 27.08.1944 миноносец «Sborul» захвачен советскими войсками в Сулине, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота как сторожевой корабль. 20.10.1944 переименован в «Муссон». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году прошёл модернизацию и был введён в состав ВМС Румынии под прежним наименованием «Sborul». С 1954 года имел обозначение «E-2». Исключён в 1958 году (по другим данным – в 1959 году) и в 1960 году разобран на металл.

Румынский миноносец «Sborul»
Румынский миноносец «Sborul»

{4} 30.10.1913 на верфи «Ganz & Co Danubius» (г. Порто Ре, Австро-Венгрия) был заложен миноносец «Tb 82F» (стапельный номер – 51). 11.08.1914 корабль был спущен на воду. 30.08.1916 миноносец вступил в состав ВМС Австро-Венгрии. С 21.05.1917 имел обозначение «Tb 82». В 01.1920 передан Румынии, где получил наименование «Năluca» (бортовая литера «Nl»). Во время Второй мировой войны принимал участие в боевых действиях против СССР. C 1944 года использовался как вспомогательное судно. 20.08.1944 «Năluca» был потоплен в Констанце советскими пикирующими бомбардировщиками «Пе-2» из состава 40-го бомбардировочного авиаполка.

Румынский миноносец «Năluca»
Румынский миноносец «Năluca»

{5} Эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» был заложен в 06.1927 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия). 02.12.1928 спущен на воду. В 09.1930 вступил в состав ВМС Румынии. Во время Второй мировой войны эсминец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Лихой». 03.07.1951 возвращён Румынии, где получил обозначение «D-22». С 1955 года – «D-10». В 1959 году исключён из состава ВМС Румынии.

Румынский эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» Румынский эскадренный миноносец «Mărăşti»
Румынский эскадренный миноносец «Regele Ferdinand» Румынский эскадренный миноносец «Mărăşti»

{6} 29.01.1914 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия) был заложен по заказу ВМС Румынии эскадренный миноносец «Vijelie». На 24.05.1915 готовность составляла 50%. 05.06.1915 эсминец был реквизирован Италией. 27.07.1916 под названием «Sparviero» эскадренный миноносец был зачислен в состав ВМС Италии. 26.03.1917 спущен на воду, 15.07.1917 вступил в строй. 01.07.1920 исключен из ВМС Италии и передан Румынии, где получил наименование «Mărăşti». В 1926 году эсминец прошёл модернизацию на верфи «Pattison» в Неаполе. Во время Второй мировой войны эскадренный миноносец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Mărăşti» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Ловкий». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из состава ЧФ. В румынских ВМС эсминцу возвратили прежнее название «Mărăşti». В 1948 году получил обозначение «D-2», в 1951 году – «D-12». Исключён из состава ВМС Румынии в 1961 году.

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 57.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 255.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 104.

[4] Балакин С. А., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «С» // Морская коллекция. – 2000. – № 2 (32). – С. 31.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 112.

[6] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.


Дата последнего изменения: 29.07.2010.