военно-морской флаг СССР

Торпедные атаки подводной лодки «С-33» 04.09.1941

военно-морской флаг СССР
Район торпедных атак подводной лодки «С-33»
Район торпедных атак, выполненных
подводной лодкой «C-33» 04.09.1941

Утром 04.09.1941 подводная лодка «С-33» (командир – капитан-лейтенант Алексеев Б. А.) из состава 2-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ Черноморского флота находилась в подводном положении на позиции № 14 в районе южнее Бургаса. В 08.03 на дистанции 49 кабельтовых по пеленгу 145° был обнаружен транспорт водоизмещением 2500 тонн, идущий в балласте со скоростью 7 узлов курсом 319° в охранении сторожевого катера. Командир лодки принял решение пересечь курс противника и атаковать кормовыми торпедными аппаратами.

В 08.40 с дистанции 6 кабельтовых из подводного положения «С-33» произвела по транспорту торпедную атаку, прицельно выстрелив одной торпедой из кормового аппарата при угле упреждения 10,5° и угле встречи 90°. Торпеда в цель не попала. Убедившись в промахе, Алексеев лёг на параллельный транспорту курс и полным ходом начал сближаться с целью.

В 09.00 с дистанции 6 кабельтовых из подводного положения «С-33» произвела по транспорту повторную торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду из носового аппарата при угле упреждения 8,5° и угле встречи 124°. Торпеда в цель не попала. Подводная лодка преследованию не подвергалась.

Истинной причины промахов установить не удалось, высказывались предположения, что это было вызвано неправильным ходом торпед, либо малой осадкой транспорта (возможно, что торпеды с установкой хода 2 метра прошли под целью).

Атака подводной лодки «С-33» не была зафиксирована противником. Можно предположить, что безрезультатно был атакован германский пароход «Cordelia» (1357 брт), шедший 04.09.1941 из Стамбула в Бургас. {1}

Схема первой атаки «С-33» Схема второй атаки «С-33»
Схема первой атаки подводной лодки «C-33» [7] Схема второй атаки подводной лодки «C-33» [7]

Примечания

{1} В некоторых источниках в качестве возможной цели атаки подводной лодки «С-33» указывается также венгерский транспорт «Szeged» (594 брт), тоже шедший утром 04.09.1941 из Стамбула в Бургас. Венгерское судно совершало переход в одиночку и прибыло в Бургас в 14.30 (здесь и далее в этом примечании указано берлинское время), в то время как «Cordelia» в 06.12 времени был встречен на границе болгарских территориальных вод эскортом (состав в документах противника не упоминается, но по мнению Морозова М. Э., это мог быть болгарский миноносец или торпедный катер). Германский пароход благополучно прибыл в Бургас в 11.00. Исходя из доклада командира «С-33» о наличии у атакованного транспорта охранения в виде сторожевого катера, можно предположить, что атаке лодки подвергся именно «Cordelia», а не шедший самостоятельно «Szeged». [7]

Грузовой пароход «Cordelia» (1357 брт) был построен в 1921 году на верфи «Hamburger Elbe Schiffwerft AG» (г. Гамбург, Германия). В 1941 году судно было мобилизовано и включено в состав Кригсмарине. 02.12.1941 пароход подорвался на мине и затонул в 15 милях к востоку от Бургаса. [6]

Венгерский транспорт «Szeged» (594 брт) построен в 1936 году на верфи «Ganz & Co» (г. Будапешт, Венгрия). С 05.1961 судно использовалось как блокшив. [6]

Использованные источники

[1] Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: "ПОЛИГОН", 2003. – С. 55.

[2] Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – С. 254.

[3] Jürgen Rohwer Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). – Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. – С. 104.

[4] Балакин С. А., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «С» // Морская коллекция. – 2000. – № 2 (32). – С. 30.

[5] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – С. 110.

[6] Сайт «Miramar Ship Index» – Дата обращения: 05.04.2010.

[7] Информация из архивных документов, предоставленная Морозовым М. Э.


Дата последнего изменения: 20.06.2010.